ВелоКиргизия-2017

День 1. 21 июля.
Встретились в аэропорту, я видел всех впервые. Саша – высокий худой парень, немногословный. Слава – наш руководитель, серьезный человек. Аня – веселушка, завхоз. Я – самый старший из всех. Летели компанией Aviatraffic (aero.kg), удобно в ней то, что велосипед входит в перечень спортинвентаря, который принимается к перевозке бесплатно, помимо основного багажа. То есть можно иметь 5 кг ручной клади, 20 кг багажа и 20 кг спортинвентаря, который не нужно вписывать в какие-то габариты, как у других компаний. Прошли все контроли, причем я немного трусил, так как перед вылетом обнаружил долгов на 11 тысяч рублей, но это не впервой, я на каждый Новый год так летаю. Поэтому, в ручную кладь я взял нашу общую палатку, чтобы если меня вдруг развернут, то хоть отдать ее остальным. Сели в самолет, минут через сорок нам выдали напитки, шоколад и неплохой такой бутер, типа сэндвича. Два часа лету и мы в Киргизии! +34 градуса.
Получили свой багаж, на выходе из аэропорта девчонки-промоутеры вручили нам бесплатные симки разных операторов, вышли на улицу и начали грузиться в заранее заказанную Делику-Булку. Все сумели запихать внутрь и сесть сами, хотя водитель на всякий случай установил и багажник на крышу. Заказали микроавтобус для того, чтобы не пилить по загруженной трассе от аэропорта. Не заезжая в Бишкек поехали к месту старта, в Кара-Балту. По дороге попросили водителя остановить, чтобы поменять денег и разобраться с симками и мобильным интернетом в салоне связи. Тут у нас потерялась Аня, вроде бы вместе только что стояли в салоне связи, глядь, а ее уже нету. Искали минут сорок! Оказывается, она и продукты начала закупать, и с симкой разбираться в другом салоне. Ну ладно, нашлись и двинули дальше. В кара-Балте выгрузились и приступили к сборке железных коней, закупились водой, взяли арбуз и лепешку и кое-что из продуктов. С симками мы с Сашей разбираться не торопились, Слава в той деревне, где Аня потерялась, пополнил счет и вроде бы инет должен был появиться, но нет. Оказалось, что надо звонить оператору и получать у него настройки, как было и у нас лет 7-10 назад, наверное. А до оператора не дозвониться… Поэтому я смс-нул домой, что все в порядке и на этом успокоился, до поры до времени. Съели арбуз (~55 руб.) с лепешкой и двинулись в путь. На сегодня, так как уже вечерело, нам надо было проехать немного. Вышло чуть больше 20 км, набор высоты 400 метров. Встали уже в темноте у старого моста.

W124ERes_Rk.jpg
 
Z8trbkvW2kU.jpg
 
HNn_wlC3KTE.jpg
 
H3JZtyhed98.jpg
 
wm_sNRBAddY.jpg
 
YvyVZFLD7u4.jpg
 
kEIBWqT_AD4.jpg
 

День 2. 22 июля.
Подъем протрубили в шесть. Завтрак, сборы, вышли на дорогу в 8 часов. Дорога продолжает вчерашний несильный, но постоянный подъем. Асфальт. Нам сегодня предстоит преодолеть перевал Тео-Ашуу высотой 3200 метров. Я перед походом поменял цепь, а кассету не стал, да и обкатать некогда было. Оказалось, что звезды на кассете уже подъедены и поэтому цепь постоянно проскакивает на самых ходовых передачах. Ехать так неудобно, но можно. Отчасти из-за этого, отчасти, наверное, из-за того, что катать в этом сезоне получалось немного, я постоянно отстаю. Ну и темп конечно у всех разный. Я привык ездить не быстро, но долго и далеко, потому что езжу зачастую с женой и дочерью и подстраиваюсь под их темп. Спасало в этот раз то, что ребята останавливались на отдых каждые сорок минут, отдыхали минут по 15. Мне столько отдыха не нужно, мне хватает пары минут постоять и воды попить. Так и ехали, они уходят вперед, затем, пока они отдыхают, я их нагоняю, немного передохну и стартую первым. Через какое-то время они меня снова догоняют и уходят вперед. На солнце градусник показывает +37 по Цельсию, но не тяжко, уже горы и ветерок. Шлем защищает голову от солнца, а так же белая майка летом очень хороша. Подъем начинается все круче, даже грузовики едут только чуть быстрее нас. Поэтому, я решил силы особо не тратить, а прикинуться зацепером. Когда очередная фура медленно проползает мимо, я на ходу сравниваю с ней скорость и цепляюсь левой рукой, а правой рулю. Да, дело это не легкое, но при должной сноровке вполне выполнимое. В общем, до обеда «подбросился» на трех фурах понемногу. Обед у нас случился в 12-30 на одном из поворотов серпантина, на реке Абла. Высота тут уже 2400 метров, проехали за сегодня 36 километров.
Стартанули после обеда в 14-06, снова периодически цепляюсь, доехали до юрт, купили попробовать курут – молочный продукт, соленые сухие шарики разных размеров. Тут наши мнения разделились, нам с Сашей курут, в принципе, пришелся по вкусу, а вот Слава и Аня были не в восторге, мягко сказать. После юрт едем дальше, где-то внизу видно изгибы дороги, примерно там мы обедали. Едем колонной, стараюсь не отставать. Остановились на смотровой площадке, фотографировали. Кое-где проезжаем сквозь небольшие бетонные тоннели, я так понимаю это сделано в опасных местах, чтобы лавиной или камнепадами не присыпало машины. Снова ловлю фуру и на ней доезжаю до самого верха. Купил печенье и Колу в единственном на перевале ларьке, сидел под навесом и поджидал своих, параллельно болтая с местными.
Тут наверху пробит тоннель 2,5 км длиной. Подъехали ребята, отдохнули. Подошел местный полицай, начал песню о том, что на велосипедах нельзя, сильно загазовано в тоннеле от машин. Но мы ему не вняли, так как читали, что несколько лет назад было действительно тяжело проехать, но в последних отчетах люди писали, что и вентиляцию сделали, и свет в тоннеле есть. Так что сфотографировались, на всякий случай перед тоннелем и нырнули в его темноту, заранее включив фонари. Проехали без проблем. Выехали на свет божий и помчали вниз. Летишь, аж слезы из глаз встречным потоком воздуха вышибает, хоть и в очках. На этом спуске я поставил свой личный рекорд скорости с рюкзаком 73,2 км/ч. Далее был «пятак» с юртами, на котором, продавали курут в больших мешках, молоко, кымыз и мед. Слава с Аней купили баночку меда. Погнали дальше, тут обнаружилась небольшая проблема у Саши, его евросумки на багажнике из-за тряски на ямах стали отстегиваться. Приходилось после очередной ямы останавливаться и пристегивать их, да и ехать он стал медленнее, чтобы этого не происходило. Докатились до поворота на с.Суусамыр. Свернули на грунтовку со щебнем. Аня немного отстала, стояли ее поджидали и тут подъезжает машина и водитель говорит, что она на спуске упала, разбила голову и правую сторону. Вернулись, отъехали немного с дороги в поле, обработали/промыли чем и как смогли. Друзья, ездите пожалуйста в шлемах, никогда не знаешь где упадешь, руки и ноги заживут, а вот с головой может быть все намного хуже. Прогнали еще 8 км и свернули к ручью. Все успели помыться, пока еще солнце не село. Немного комаров, но они довольно мелкие, совсем не как наши, сибирские. За сегодня вышло около 76 км, подъем до обеда 1600 метров, после обеда еще 1790. Ночевка на высоте 2138 метров. Да, Слава сегодня наконец-то разобрался с интернетом, так что нам с Сашей оставалось только найти магазин, где можно пополнить баланс. Магазинов таких сегодня не было, поэтому снова smsнул домой, что все в порядке.

TUDdeGppZGM.jpg
 
rRRyQ5SvryI.jpg
 
G8wCG1Tik_I.jpg
 
29PiqLdXJjY.jpg
 
WzEnXJLbF5Y.jpg
 
E7SgTOjDukE.jpg
 
mY97R2mfoKY.jpg
 
TIaE2w50pIQ.jpg
 
nNCh_9s0H3g.jpg
 

День 3. 23 июля.
Стартанули снова в 8 часов, с копейками. Так уж пошло, что ложимся спать примерно в 22 часа, чтобы было 8 часов на сон и встать в 6 утра. Так мы максимально можем использовать световой день. Пара километров и мы в деревне. Подтарились продуктами и, наконец-то, мы с Сашей пополнили баланс и настроили интернет. 8 гигов интернета на неделю за 80 рублей! Немного местных звонков и смс включены в стоимость, но нам они без надобности. Слава с Аней поехали до аптеки, а в это время к магазину подъехала семья французов с двумя детьми. Один ребенок в тележке, второй на велоприцепе. У них первый день, старт, собираются на озеро Сонг-Кёль, куда и мы путь держим. Пожелали друг другу удачи. Выезжаем за деревню, прокатываем вдоль речки несколько километров и встречаем пару молодых велосипедистов: он из Великобритании, она японка. Снова рассказываем про наш маршрут, они делятся своим. Немного передохнули на берегу. Снова двинули. Опять велосипедисты! Пара, на этот раз из Германии, и он, и она. Мои попутчики отчего-то совсем мало вступают в разговор. Саша, вроде как совсем плохо говорит по-английски, Слава не может сориентироваться и вникнуть в речь иностранцев, Аня, наверное, просто не вступает в разговор. В общем, так получилось, что общался я.
Ехали вниз весь день. На обеде постирали вещички. После обеда облачно, вокруг грохочет, но нас не трогает. Движемся по красивейшему ущелью Кекемерен. К вечеру выехали в очередную деревню, после которой предполагается ночевка. Перед ней на мосту пацаны рыбачат, а вот после нее начался асфальт, причем четырехполосный, а машин нет, так что ехали каждый по своей полосе. Свернули с дороги и начали пробираться к воде, к ручью. Местный шел с покоса и сказал, что покажет нам хорошее место ночевки. Водил нас по полю туда-сюда, пока мы уже не сказали, что вот, все, это место нам подойдет. Приглашал в дом, но мы не согласились. Позже он принес максым – прохладительный напиток из ячменного толокна. Попробовали его впервые и потом с Сашей постоянно его везде заказывали. Но максымом наш новый друг не обошелся, принес еще и черную мазь для Ани, лично намазал ей поврежденную ногу. Мы решили, что это мумие. Накрапывает, готовим на бензине.
За сегодня 82 км, 700 метров набора и 1400 метров сброса высоты.

amX1BpkvOk0.jpg
 
dmsvyi2X4oc.jpg
 
8p_INegm5jM.jpg
 
mNA5sN8WPrM.jpg
 
o5SlnwisQZY.jpg
 
4755RjEmd8A.jpg
 
pvFzXb9ew6w.jpg
 
pGoln3dcPxM.jpg
 
4RTCp5dlo0M.jpg
 

День 4. 24 июля.
Ночью приходили двое, когда мы уже спали. Посвистывали, звали нас, погремели нашими котелками, светили фонарем. Мне почему-то вспомнилась история с «дятловцами». С одной стороны я понимаю, что ничего страшного нет, а с другой стороны думаешь, мало ли чего у них в головах. Мы сидели и шепотом обсуждали, что делать? Я уже готов был выйти и решать вопрос, ведь не может это так и продолжаться. Спросил в итоге конкретно, чего им надо и сказал, что мы вообще-то спим. «Аборигены» начали говорить про ногу и девочку, и мы поняли, что это какие-то засланцы нашего знакомого, который нас на это место и привел. Сказал им, что с ногой все в порядке, мы отдыхаем. После чего они спокойно ушли и больше нас не тревожили.
Встали сегодня раньше, чем в прошлые дни и в 7 часов уже выдвинулись. Наш вчерашний знакомец как раз пришел косить и сказал, что это он ночью, оказывается, врача приводил. Поблагодарили его, а он нас яблоками из своего сада угостил.
Едем по деревням и селам. В каждой деревне дети кричат:"Халлёу!", машут руками, улыбаются. Взрослые просто здороваются. Две девчушки лет семи попросились сфотографироваться со мной. В селе Чаек покупаем лепешки и уминаем их тут же, вприкуску с виноградом. Местная бабуля обращается к нам по-французски, видимо мы похожи на интуристов. Заползаем в небольшие подъемчики, на одном из них доставал солнечную батарею и потерял сетевую вилку для зарядки гаджетов, чйорт. Это не последняя потеря, как потом оказалось. В очередной деревне, перед свертком к перевалу, хотели пообедать в кафе, но единственное кафе в деревне работает только по четвергам, когда работает рынок. Нам не повезло, сегодня не четверг, поэтому взяли арбуз и подтарились продуктами в магазине. Началась грунтовка. Спросили, будет ли речка впереди, чтобы на бережке пообедать арбузом, нам сказали, что будет. Поползли вверх, к горам, русла есть, а воды нет. Хорошо, по карте дальше еще ручей должен быть. Подъезжаем, там сухие камни, ни капли. Остановили машину, спрашиваем про воду, нам говорят, да тут через каждые 150 метров вода, вы чего? Так мы и не поняли, то ли они прикалываются все, то ли в глубину под землю считают, но дальше все арыки тоже пересохшие. В общем, хотим обед, да и Слава уже устал везти лишние 10 килограммов арбуза. Смотрим, немного в отдалении кусты, хоть от солнца можно спрятаться, да арбуз умять. Мы туда, и не прогадали, там как раз ручеек и бежит, а вода теплая-теплая. Класс! Хорошо пообедали, освежились и дальше. До обеда получилось около 50-ти километров, высота 2100 метров. Сегодня я не торможу и еду, зачастую, впереди, видимо вкатился более-менее.
Начинается набор высоты в перевал Каракичи (3364 м), Аня отстает. Пока ее немного разгружаем, нас обгоняет грузовик с кучей народа в кузове. Умываемся и освежаемся при каждой возможности, благо ручейков полно. Где-то на середине перевала, в двадцати метрах от дороги, стоит тот самый грузовик, народ на полянке ест, пьет. Подзывают нас, я не против, зазнакомился, угостился арбузом, квасом и лепешкой. Они несколькими семьями и друзьями едут отдыхать на озеро, с собой у них большая разборная юрта на металлическом каркасе. Подъезжают Слава с Аней и тоже подходят. Местные предлагают подвезти нас. После некоторых переговоров Аня сдается, грузимся в кузов и поднимаемся до вершины перевала, около трех километров. Наверху прохладно, начинается дождь с градом, одеваемся в непромокайки. Слава запускает квадрокоптер, снимает панорамы и виды сверху. Перекусываем и мчим по грязюке вниз. Видим озеро Сонг-Кёль, юрты на берегу левее от нас, но нам туда не надо, поэтому катим прямиком к воде. Едем-едем, а берег будто и не приближается. Вот показались юрты и прямо по курсу. У нас была мысль сегодня заселиться в гостевую юрту и вкусить колорита, а так же местной кухни. Но оказалось, что это юрты пастухов, а гостевые далеко, будем снова в палатке. Докатили до берега наконец-то, он заболочен, к воде трудно подойти. На самом деле не понятно, почему так много восторженных отзывов об этом озере, нас оно не очень впечатлило. Не берег а болото, к воде не подойти, холодно, пустынно. Может на другом берегу лучше? Узнаем в другой раз. На сегодня получилось примерно 80 км.

-0Ek7dy84Hs.jpg
 
vG3z6U1ppTU.jpg
 
C03HFTPmkhY.jpg
 
X8vuxXlEamg.jpg
 
LKMhrIYLVLE.jpg
 
jq7Gi3KJ0d4.jpg
 
fknuR35tvEs.jpg
 
tIJQGcl9mIg.jpg
 
edFv55AekBY.jpg
 
zctICGT0i5Y.jpg
 

День 5. 25 июля.
Вчера за ужином было решено спать до упора и сделать что-то типа полудневки, так как план, благодаря грузовику, мы обогнали. Но утром все проснулись по привычке рано. Решили, что сидеть тут смысла большого нет, хоть и погода наладилась, и утро было солнечным. Выдвинулись в 9 часов, и покатили вдоль берега. Доехали до гостевых юрт. Была мысль все же отведать чего-нибудь национального, но после завтрака аппетит еще не разгулялся, так что покатили дальше. А дальше дорога идет уже в перевал Молдо-Ашуу (3200 м).
По пути проезжали местный детский сад, сюда привозят детей из юрт вокруг. Дети выбежали всей гурьбой к нам на дорогу, пытались объясняться, но тщетно. Вообще, как мы увидели, молодое поколение все больше отдаляется от России, им проще говорить на английском, чем на русском. А вот старшее поколение на русском говорит лучше и охотнее, почитают Путина, говорят, вот бы им такого лидера страны.
Снова проскочили несколько юрт пастухов, но решили уж заехать в перевал, а там думать про обед. От озера на перевал подниматься совсем немного и несложно, поэтому залетели туда довольно быстро, можно сказать, даже не вспотев. Панорама открылась впечатляющая. На вершине группы туристов на микроавтобусах. Тут мой телефон совсем разрядился, хотя все время был подключен к солнечной батарее. Оказалось, что провод зарядки переломился и мог заряжать только в покое, и то в определенном положении. На последнем проценте заряда отписался домой. Этот перевал в народе называют перевалом "32 поворота" и действительно, серпантин сверху виден сногсшибательный. Пофотографировали, отдохнули, пообщались с интуристами и двинули дальше. А дальше что? Дальше только вниз, аж уши закладывает. Мы со Славой летим как угорелые. Саша бережет сумки, да и вилка у него жесткая, по разбитым дорогам ехать не комфортно. Аня едет просто медленно и аккуратно. Так и скатываемся - мы улетаем, а потом поджидаем, чтобы не растягиваться, да и мало ли что у кого может случиться, надо быть в поле досягаемости друг друга. Таким образом докатились до ручья на одном из поворотов, тут и обедать решили. После обеда снова вниз, по ущелью. Красота-то какая! Лепота!
На этой стороне перевала гостевые юрты прямо у дороги, тут и покушать можно, но теперь мы уже после обеда, снова с набитыми желудками. Все никак не получается попробовать местную кухню. Выехали из ущелья, показались совсем другие горы, какие-то разноцветные, безлесые. На перевале Слава разговорился с мужичком, который предлагал заехать к нему в гости и переночевать, так как мост по нашему маршруту на ремонте и мы не сможем перебраться на другой берег Нарына. Идея интересная, но тогда нам нужно делать крюк. Решили все же посмотреть мост. Оказалось, что он закрыт для автомобилей, а пешком или на велосипедах по нему запросто. Далее катим по ровняку, по асфальту.
Въехали в очередное село, зашли закупиться в магазин, взяли по мороженке и стоим остываем. Подходит местный молодой парень и наполовину жестами, а наполовину пытаясь объяснить на смеси русского и киргизского предлагает нам отдохнуть и поспать. Время к вечеру и мы как раз думали, что после деревни будем искать место для стоянки. Я сразу спрашиваю цену, он отвечает, что бесплатно. Отлично! Мы согласны, где, куда? Выходит еще один киргиз постарше, они немного говорят между собой и старший нас провожает в соседнюю с магазином дверь. Там стол, стулья, ковры на полу, плакаты какие-то. Нам не важно, нам главное розетки, чтобы все подзарядить, так как у всех уже все подсаживается, а я вообще на нуле. Розетки есть, живем! Мужики угощают нас арбузом. Оглядевшись, понимаем, что мы в местной точке Гербалайфа, ничего себе. Немного перекусив, начинаем отвязывать рюкзаки и затаскивать их в помещение. Мужики смотрят с удивлением на все происходящее и говорят, мол, думали, что мы просто посидим в теньке, за столом, отдохнем, дух переведем и все. А мы-то поняли, что они нам ночевку организовали. Вот такие трудности перевода. Но ничего, мы же уже с ними друзья, поэтому нас решено оставить тут на ночь, только намекнули, что придется отблагодарить хозяев. Мы согласны, готовим на плите, ужинаем за столом при свете ламп, спим на коврах. К тому же были обнаружены умные весы. Нашли к ним инструкцию в интернете и все измерились. На сегодня у меня цифры такие: жир 15,6 , вода 59,1% , мышц 58,2 , конституция №5, кости 3,1 , висцеральный жир 5 , биологический возраст 24 года. Это радует.
P.S. За магазином туалет, пошел вечером с фонариком, а он выпал из рук и четко в щель между досками. Хорошо, что фонарик сторублевый китайский, но батарейки хорошие видимо, светил до 6 утра, когда мы уже уезжали. Я же предупреждал, что потери еще будут…

kcYeMw6iMOs.jpg
 
6fAX3S97p8w.jpg
 
gqdR6H5tVPk.jpg
 
-YUnarnud-M.jpg
 
U7t48ruarsc.jpg
 
v9lWANrLrUc.jpg
 
JClKE8_Ozdc.jpg
 
YL2pyAWXpTg.jpg
 
ftOWGkXM2es.jpg
 
XHTDouidHR0.jpg
 

День 6. 26 июля.
Встали в 5, так как хозяева Гербалайфа нас попросили в 6 часов уже "свалить". Вроде у них там какая-то гимнастика в 6 утра проводится. Еще вчера были куплены яйца и молоко на завтрак - Слава приготовил отличный омлет. Попили кофе, собрались и вылезли на улицу. Дали немного денег хозяевам в качестве благодарности. Вчера вечером все почувствовали, что подгорели, особенно лица, решили, что это из-за солнца на озере, на котором ночевали прошлую ночь. Поэтому купил в магазине крем от загара, хотя никогда ими не пользуюсь и в принципе сильно не сгораю. В 6 утра на разминку мы никого не увидели, может таким способом они просто от нас избавились пораньше, ну да ладно.
Весь день асфальт, плоскота, прём и прём. На обед остановились на речке, искупались, постирались. Вода мутновата, так как горы более глинистые, но нормально. Позже заползли в небольшой перевальчик, откуда открылся шикарный вид на город Нарын. Красиво! Слева красные горы, справа серо-зеленые, а между ними течет Нарын и на Нарыне стоит город Нарын. Вот как. Скатились вниз и поехали искать кафе. По дороге зашли в магазин, купили компот под названием "Щербет". На вкус действительно простой компот, как будто из школьной столовки. Кафе нам все никак не попадалось, пока в центре я не спросил у таксиста и он взмахом руки нам не указал в сторону рынка. Нашли кафе, состегнули велосипеды перед входом и уселись трапезничать. Заказывали разное, я взял Ашлям-фу по-каракольски, босо-лагман (жареный лагман), самсы и чай. Все понравилось. Объеденье. Забегая вперед скажу, что это кафе, из всех где бы мы не ели, самое-самое. Наелись, кое-как вышли, накупили фруктов на вечер, тут же на рынке, и поехали на выезд из Нарына. При выезде встречным курсом встретили пару португальцев (М+Ж). Пообщались кто откуда и куда, тут уже и Слава вступил в разговор.
Город закончился, пру в подъем наперегонки с пацаном, он на лошади, я его сделал! Дожидаюсь своих, Саша ведет вел пешком, оказалось, у него развалился ролик заднего переключателя. А мы-то с ним все думали, что у него посвистывает сегодня весь день? Подходит местный парень, я сразу с места в карьер, мол, поломались, есть ли спортмагазины, можешь ли такси вызвать и все такое. Он нам помог, свозил Сашу на своей машине в город, где-то на закрывающемся уже рынке нашли место с велозапчастями и Саша из бэушных роликов на выброс выбрал подходящий, бесплатно. Мы их ждали на ручье, ели купленную на рынке землянику, батонили. Когда они вернулись, парень пригласил нас к нему, у него участок земли на берегу с едальней, вставайте, говорит, уже вечереет, чего вам дальше ехать? Ну мы и согласились. На ужин у нас дыня с лепешкой и фрукты. Заодно узнаем со скольки он работает? Говорит, мол, встану и приготовлю когда надо будет. Заказываем завтрак в 6, национальные блюда, Куурдак. На том и порешили. А теперь спать.

RKBjQ2piIxU.jpg
 
boTocYycpiE.jpg
 
sj-J3FWOyMY.jpg
 
UUhupusAwhs.jpg
 
TScnAZTnLAU.jpg
 
Vw7MhUlV0f8.jpg
 
-Q8QvETXip0.jpg
 
JKnBJbQCmxU.jpg
 
OYS756PE3WY.jpg
 
 
0:18
 

День 7. 27 Июля.
Проснулись опять в пять. Собрались и к шести часам были у едальни нашего вчерашнего друга. Но, к сожалению, его самого нам обнаружить нигде не удалось. Тишина, все закрыто. Походили, постучали на всякий случай в двери. То ли он проспал, то ли еще по какой причине, но остались мы без обещанного национального завтрака. Жаль. Все равно, большое ему спасибо за помощь в поиске ролика и что выделил нам место у реки для ночлега. Решили уже не рассиживаться тут, а прокатить по утреннему свежачку 10 километров до речки и там приготовить еду. По пути нас обогнала колонна из семи джипов с наклейками "Tripology" - компания, занимающаяся экскурсионными турами.
Доехали до речки, приготовили завтрак на бензиновой горелке и покатили дальше. А дальше красота на красоте! Красные горы, Нарын в ущелье течет. Чуть дальше видно слияние Малого Нарына и Большого, один белее и мутнее, второй прозрачнее и первое время видна граница в самом течении воды. Остановились на смотровой площадке пофотографировать и тут, подъехали те самые джипы. Из машин высыпалась куча пенсионеров. Разговорились, оказалось, что это группа израильтян, у них организованный тур по местным достопримечательностям. Мы с площадки уезжаем первыми, скатываемся к самому слиянию рек. Решили передохнуть, перекусить. Тут снова израильтяне подкатывают и сразу начинают располагаться. Раскладные столы и стулья, газовые баллоны и плитки, чайники, одноразовая посуда и прочая утварь. Гиды начинают готовить, а деды с бабульками чуть не на пятки нам ставят свои шезлонги, так как тенек тут только под деревьями и место мы заняли. Ну мы не стали с ними воевать, собрались и тронулись. Гиды успели угостить нас по чашечке свежесваренного кофе и сказали, что может быть через пару часов снова встретимся, так как у них вскоре запланирован обед.
Поднимаемся от реки, заезжаем в деревню за продуктами, так как дальше деревни с магазинами будут еще не скоро, съедаем там по мороженке. Через некоторое время встаем на речке на обед. Слава немного расстроен, объясняет это тем, что ожидал тут более красивых мест, судя по прочитанным отчетам. Жарища неимоверная, у меня расплавилась гигиеническая помада в нарульной сумке. Обед случился не сразу, почти приготовив, случайно, опрокинули котелок и пришлось готовить заново. До обеда пробег составил 47 километров, высота 2336 метров.
Выехали в 14-45. Въезжаем в ущелье, виды обалденные, так вот где красота начинается, теперь Слава доволен. Катим вдоль реки Малый Нарын, прыгая с одного берега на другой по мостикам. Подкрепляемся жимолостью, тут ее много, правда кисловатая. На одном подъемчике встретили мужичка, он сбежал сюда на джипе из бишкекского пекла, наблюдает в бинокль за животными, разглядывает горы. Поглядели в бинокль под его рассказы о золотодобыче во времена СССР. Он удивился, что мы россияне, говорит, что привык видеть иностранцев. Поведал историю, что когда-то, сошла лавина и перекрыла реку так, что дно оголилось и местные руками золото там собирали. Не знаю верить в это или нет?
Начинаем понемногу выходить из ущелья в долину, встретили четырех пешеходников-азиатов, а вещи везут двое местных на лошадях. Встали засветло, успели помыться в арыке. Сегодня, еще в первой половине дня, обнаружил, что подбутыльник сломался, развалился сварной шов. Отремонтировал пластиковыми стяжками, до конца похода он меня больше не беспокоил.

vqiqgEByBic.jpg
 
PfVYzpfmEqc.jpg
 
4ZrUZ7cuuMQ.jpg
 
-JE9jSt20yk.jpg
 
MzaGs_FgOWA.jpg
 
UV7mYdAb_60.jpg
 
GdHKGIr12h0.jpg
 
q6ux3xPpFMA.jpg
 
OS0sDY9rJu8.jpg
 
85hCKtNMR-M.jpg
 

День 8. 28 июля.
Утром стартанули в 7-10. Сначала вдоль реки с постоянным небольшим набором высоты. Встретили пару новозеландцев (М+Ж), лет по пятьдесят, на фэтбайках и совсем с небольшими сумками. Позавидовали им - на фэтах по таким дорогам катать, наверное, просто кайф, да еще и с с минимумом багажа. Снова поделились пройденным путем и предстоящими дорогами друг с другом. Ехали дальше и обсуждали с Сашей, что надо стремиться к малому объему и весу снаряги. Далее, спускаемся немного к реке Болгарт. Проезжаем мимо большого лагеря как раз той самой турорганизации, что везла израильтян. Немного позже, на подъезде к деревушке замечаем еще группу велотуристов расположившихся на обочине. Это испанцы (2М+Ж), молодые, лет по 20-25, наверное. Сидят, наяривают хлеб со сгущенкой. Спросили у нас про дальнейший путь. Слава объяснял им по их бумажной карте с нарисованным на ней маршрутом, но почему-то он был в обратную сторону. Одолжили у кого-то ее что-ли? Странно, мы все с навигаторами или с GPS-смартфонами, а они по затертой карте едут. Да и планы их не понятны, говорят, что еще не решили куда после Киргизии, то ли в Казахстан, то ли в Пакистан? Испанцы, кстати, тоже видели новозеландскую пару, которая их обогнала, и так же обратили внимание на их скромный багаж. Расстаемся, пожелав друг другу доброго пути. Начинается разбитая каменная дорога, иногда можно проехать параллельно ей по накатанной дорожке в поле, пользуемся такими случаями. Но все равно, скорость упала, в руки и в зад бьет. Постепенно набираем высоту. Усталость накатывает. Останавливаемся на каком-то ручье, решаем обедать. Солнце печет, мне что-то плоховато, может от высоты? Я еще никогда на таких высотах не ездил, максимум было 2000 метров, а тут подбираемся к 3000. Поставили палатку без тента, от солнца прятаться. Заполз в палатку, что-то меня просто срубает, выполз, поплюхался в ручье, немного легче. Поел, отдохнул, вроде отпускает. Начинаем собираться, замечаю, что заднее колесо туго крутится, отрегулировал задний тормоз, стало нормально. Может от этого меня так выносило, что ехал и упирался? Ладно, стартуем, впереди должны быть горячие радоновые источники Джил-Суу и плановая остановка на них. Едем к ним вдоль одноименной реки, все время вверх , хоть и не сильно заметно глазу. Источники стоят на отметке ровно 3000 метров над уровнем моря. Я немного впереди оказался и поехал к источникам, хотя основная дорога уходит наверх. Ребята же поехали по дороге, бросили велы на дороге над источниками и пешком спустились вниз. Пока ждал их поболтал с "хозяйкой". Стоит 200 сом с человека, температура воды 40 градусов. Все развалено, в бывших ваннах полуметровый слой навоза от скота. Живут тут летом с детьми и собирают дань с желающих погреться в радоне. На зиму уезжают. Спустилась наша команда и пошли мы в покосившуюся хибару, где и принимают ванну. Можно и вчетвером залезть. Поначалу никак не мог себя пересилить опуститься в воду, жгло руки и ноги невероятно! Мало-помалу привык. На второй заход уже легче. Понял, что там где немного подгорел от солнца и жжет нестерпимо. В общем, приняли мы ванны, погрелись, потому, что на улице становилось прохладно. Ребята пошли оплачивать, а я попер с велом в гору к дороге, по тропинке напрямик, чтобы не объезжать. Отсюда нам с дороги уходить придется на перевал Тон. Примерно 5 км пути и 500 метров набора высоты на сегодня осталось. Сначала казалось, что цифры небольшие, но когда поперли вверх, стало ясно, что мы еще рано радуемся. Сначала пришлось перейти по остаткам мостика, расстояние между железяками такое, что шагать надо широко, но и велосипед с рюкзаком надо держать. Я перешел за два раза, сначала с рюкзаком, потом с велосипедом. Не так-то просто оказалось. Потом без дороги вверх и вверх, по азимуту на виднеющуюся полку серпантина. Тут Слава меня удивил, надел Анин рюкзак на плечи, а свой на багажник и то пешком, то верхом пер вверх. Я с одним-то рюкзаком поднимался кое-как. А дальше вообще начался кошмар. Камни, ехать не получается и подъем постоянный, порой камни осыпаются и то вел уходит вниз, то ноги. Да еще и высота все-таки сказывается, делаешь 20 минишагов и задыхаешься. Тут уже Аня меня поразила, забрала у Славы свой рюкзак, надела его на себя и пустой байк вела рядом, причем достаточно бодро. Мне таким образом идти было сложнее, чем когда рюкзак на багажнике, поэтому оставил его там. По мне так лучше плохо ехать, чем хорошо идти, так что, при любой возможности я старался педалить, пусть даже 7-10 метров всего. Так и двигались, ребята уходят вперед, а я их догоняю, когда могу ехать. Встретили группу туристов, они прошли перевал пешком нам навстречу, а поклажа на коне с проводником. Я только поздороваться смог, на вид вроде немцы. Проводник сказал, что на перевале снега нет - это радует. Саша потерял велокомп, пошел назад искать, я даже помочь ему не мог в этом, присел-прилег и отдыхал, пока он не вернулся. Нашел. Так и тащимся по осыпающимся полкам, иногда еду и догоняю, когда иду отстаю. Стало смеркаться и решаем спуститься немного с дороги к ручью на ночевку. По плану должны были еще немного пройти. Прохладно и ветер, одеваемся, ставим палатку, начинаем готовить. Я забрался в палатку и вырубился, позже ребята разбудили меня к ужину. Поел совсем немного, аппетита ноль, оставил на завтрак. Так тяжело в велопоходе, мне кажется, не было никогда. За сегодня получилось примерно 60 км и 1800 метров набора.

f5vWQ8lap5g.jpg
 
30bh7H6JVxs.jpg
 
6vl6ZvuDcoI.jpg
 
poKatDF3A7c.jpg
 
x4ioTb7tGGE.jpg
 
IrT8jiFxPQI.jpg
 
X_aq_aTnqPk.jpg
 
fUy2uSRUO_8.jpg
 
h1LZmRb0t0Y.jpg
 
CJFmY-EcH_E.jpg
 

День 9.
29 июля.
Утром позавтракали и снова такая же дорога. Ну как дорога? Еле угадываемая тропка полметра шириной заваленная камнями, порой осыпающаяся под колесами и под ногами. В общем и целом продолжение вчерашнего велопоноса. Я как и вчера при малейшей возможности еду, только это мне и помогает не сильно отставать от группы. Поднимаемся все выше и выше, вот уже виден сам перевал. Дошли! С седловины открылся вид на ледник, видим серпантин вниз, а вдалеке Иссык-Куль. Ура! Часа три мы поднимались с места ночевки. Теперь только вниз, хоть и по камням, но это гораздо легче. Высота 4020, сфотографировались, огляделись и решили пешком, без велов сбегать на сам пик, поглядеть и оттуда на окружающую красоту. Слава и Аня можно сказать сбегали, а мы с Сашей кое-как дотопали до половины и сдались. Но и отсюда вид шикарный. Ладно, перекус и начинаем спускаться. Заходим за поворот и видим, что нашу тропку завалило снегом, метров 30 шириной, да и уклон немаленький. Слава первопроходец, носит велы и рюкзаки отдельно, попутно вытаптывая ступеньки для упора. Я решил дважды не ходить и потащил вел прям с рюкзаком. Шаг за шагом двигаешься, то ноги подскальзываются, то вел норовит вниз скатиться по снегу. Опасно! Внизу камни, скатишься и ладно если только ноги переломаешь. Сверху тоже иногда по снегу камни скатываются. Преодолели преграду, опять двигаем по засыпанной тропке какое-то время, за очередным поворотом снова такая же лавина на пути. Потом еще одна. А между этими снежными лавинами еще и каменные такие же завалы. Такие переходы занимают много времени и сил. Да еще и дождь со снегом и градом пошел. Слава предлагает вскипятить чай на горелке - отказываемся, уж лучше поскорее спуститься до нормальной дороги и погоды. Спустились ниже, встали у ручья на чай, мимо проползли джиперы, вряд ли далеко проедут, они и не знают что там. После чая полетели вниз по камням. Класс! Скорость набирается в момент, только успевай рулить да притормаживать, чтобы вписаться между валунов или перескочить с одного на другой. Мы со Славой конкретно даунхиллим, Саша бережет сумки, Аня просто едет не торопясь. Поджидаем своих, вот и джиперы уже возвращаются, пропустили их - дорога узкая. Если бы не ждать Сашу и Аню мы бы со Славой их сделали. На этом спуске из нарульной сумки, из-за открывшихся липучих карманов, растерял конфеты, что были выданы на перекус и курут. Не велика потеря. Дорога стала лучше и прямее, но тут нас накрыл дождь. Сначала ехали и мокли, потом укрылись в деревьях. Переждали и дальше, до деревни. В деревне пополнили запас продуктов и балансы симок, так как пакет интернета был на неделю. В деревне асфальт, да и дальше тоже. Выезжаем на трассу, а вдоль нее абрикосовые деревья. Но сами абрикосы зеленоватые, твердые, хотя иногда попадаются и нормальные экземпляры. Докатываем до села Боконбаево. На площади нашли кафе, с виду приличное, большое, а на самом деле отстой полный. Дорого, не вкусно, обслуживание ноль, хотя прямо в меню прописано, что за него 5 сом. Ладно, хоть перекусили. На выходе иностранцы спросили наше мнение о кафе, так Аня им расписала его по полной и даже вернулась, чтобы показать в меню, что мы ели и чего точно брать не стоит. Затарились водой, так как озеро соленое. Докатываем вниз к озеру по асфальту несколько километров, тут пляж и едальни, проезжаем людные места и сворачиваем на берег. Вечереет. Тепло. Озеро просто загляденье - вода прозрачная, тишь да гладь. На сегодня вышло меньше 50 километров, но каких!

h-hAEJGoO-g.jpg
 
Ah8k-CG4VOI.jpg
 
 
0:23
 
00YPotT8SQQ.jpg
 
9hRBEC28Fe8.jpg
 
DwXZZmygVAw.jpg
 
chgkudsLPVQ.jpg
 
lH57s4xkQgw.jpg
 
PmOVkBjoQtM.jpg
 
oLPdffet06I.jpg
 

День 10.
30 июля.
Сегодня я и Саша встали без всяких будильников в 5-45. Вода в Иссык-Куле теплая и совсем чуть-чуть соленая, даже обмываться не надо. Искупался и постирал вещички. Вообще, у нас вроде как должна быть дневка на озере, но вчера вечером порешали, что можно и без нее обойтись, но побольше посмотреть достопримечательностей. Решили съездить в ущелье "Сказка". Собрались и выкатились на дорогу.
По обочинам все так же растут персики, ребята постоянно останавливаются и бегают от дерева к дереву, а я что-то потерял интерес, были бы они спелые, другое дело, а так... Дорога все время вдоль озера, красота. Справа горы с белыми шапками, слева голубая вода. Пилишь и пилишь по асфальту, машины есть, поэтому сильно не поболтаешь, еду и слушаю музыку в наушниках. Знойно. Увидели озерцо справа от дороги, бирюзовое-бирюзовое. Остановились, искупнулись. Пахнет тиной, но не сильно, купаться можно, песок ноги обжигает. Двинули дальше, на берегу Иссык-куля огромная территория обнесена разваливающимся забором, заглянули туда, а там такие же разваливающиеся корпуса и прочая инфраструктура - решили, что это был лагерь типа "Артека". Вскоре увидели указатель на "Сказку", свернули. Будка и берут плату за въезд, заплатили и попедалили. Дорога вверх по руслу пересохшей речки, песок, тяжеловато вкручивать, хорошо, что недолго, километра 2,5-3. На конечном пятаке стоят машины туристов и юрты по продаже сувениров. Налево и направо расходятся острые гребни красного песчаника. Вот это и есть достопримечательность. Все туристы налево, а мы направо, что там с толпой ходить? Забрались на гребень, полазили, пофотались, Слава поснимал с квадрокоптера. Спустились и расположились в тени кустов, слопали дыню, передохнули и покатили назад к асфальту. Впечатления после уже виденного нами не грандиозные, но посмотреть можно. Что-то наподобие "Ручья фей" в Муй-не во Вьетнаме, если кто в курсе, только скалки более острые и зубастые. С самого утра у меня с животом проблемы, тяжко. Едем по асфальту, ищем кафе, но их нет и нет. Наконец-то нашли ашкану рядом с базой отдыха, дядька нам расхваливал свою кухню, что готовит все своими руками, мясо сам выбирает и прочее. Во времена союза он возил мясо к нам на Центральный рынок. Я из-за проблем с животом взял только холодный ашлям-фу и холодный чай. Парни взяли куурдак, им не понравилось. Скоро нам уже искать место для ночевки, так что набрали воды тут же, за воротами базы, во все емкости и бурдюки. У меня на 4 литра, у Саши на 10. Едем дальше, вокруг военные базы отдыха и санатории. Сашин бурдюк постоянно сползает на бок, приходится останавливаться и поправлять. Через несколько километров свернули к озеру, нашли местечко. Дно и берег тут состоит из камней и пемзы, босиком очень больно заходить, приходится почти на четвереньках заползать в воду. Искупались. Велосипед лежал на солнце, а на нем велокомпьютер с термометром, зафиксировал максимальную температуру в походе +57 градусов по цельсию! Ходили в ближайший сад за персиками. Как мы поняли спелые фрукты тут никому и не нужны, вдоль дорог иногда встречаешь фуры, которые принимают зеленые фрукты у местного населения, чтобы успеть довезти их, например, в тот же Новосибирск. Поэтому урожай собирают еще до созревания. Но кое-где можно найти несобранные зрелые абрикосы. Сижу ем активированный уголь. Живот не отпускает. Ужинать не стал, попил компот из собранных яблок и съел пару булочек. На сегодня всего около 50-ти километров, дальше по плану мы уходим от трассы в горы немного, поэтому дальше сегодня и не поехали. Где-то потерял накладку на наушник, видимо когда убирал-доставал, теперь в одном ухе наушник кое-как держится, но слушать можно. Обнаружил проблему при осмотре велосипеда, багажник разваливается. Разошелся один сварной шов и переломилась одна трубка. Кажется не критично, шов стянул пластиковыми стяжками, с трубкой ничего не сделаешь, только варить. До конца похода багажник продержался. Видимо это из-за даунхильных спусков по камням, да и срок службы у него уже немалый.

K5fa2UM-cN8.jpg
 
nJPHDLX-NeU.jpg
 
jUUx-PJsY0U.jpg
 
dEvN4Knu7ns.jpg
 
f9k9ir66MpI.jpg
 
1RHGWnm7KQA.jpg
 
FMWFpUQ8XWw.jpg
 
R2H-axEdvPc.jpg
 
rj7B8cWc1TI.jpg
 
gGO-QmBGd1I.jpg
 

День 11.
31 июля.
Встал по будильнику в 6. Живот вроде утихомирился, помог уголь и еще какие-то таблетки, которые выдали из аптечки. Сегодня по плану поехать немного в горы, тут в 20-ти километрах должны быть водопады. Позавтракали и попедалили. Выкатили на трассу, проехали по ней немного и свернули в сторону перевала Барскаун. Дорога идет все время вверх вдоль реки Барскаун, пыльная, но постоянно попадаются грузовики-водовозы которые увлажняют дорогу, чтобы вереницы фур не поднимали пыль. А вереницы едут постоянно, причем в сопровождении джипов толи охраны, толи еще кого. Набрать нам нужно примерно 1000 метров по этой дороге и там должны увидеть водопады. Жарко, передыхаем в иногда встречающемся теньке от деревьев, пьем воду, умываемся в местах для набора воды тех самых поливалок. Так и доехали до места, тут как и на всех известных туристических местах стоят несколько юрт с едой, туристов привозят на микроавтобусах, кто-то сам по себе. Здесь два водопада, один совсем недалеко, на него все и идут, а второй повыше и подальше, да и тропка к нему самому идет круто вверх. Решили, что пойдем конечно на дальний, его, кстати, видно издалека и с дороги, и с тропинки. Потопали. Все-таки мне намного проще крутить педали, чем ходить пешком. В общем Аня и Слава бодро зашагали, а мы с Сашей остановились наверное на середине и решили, что ну его, пойдем напрямки к нижнему водопаду. Сходили, поглядели, умылись, передохнули и пошли вниз, к оставленным у едальни велосипедам. Тут и ребята подошли, они дошли до верхнего, молодцы! Сейчас нам в обратку ехать до того места, где мы вывалились на трассу два дня назад после перевала Тон. Вроде и время обеда, и есть уже хочется, но решили скатиться немного, мы там заприметили юрты где можно перекусить. Наверное, там подешевле должно быть, ведь уже не рядом с водопадами. Только тронулись, как увидели, что у Саши колесо спущено. Расположились у камня-памятника Гагарину, на бережке. По рассказам, Гагарин отдыхал в военном санатории неподалеку и при посещении этих мест сфотографировался рядом с этим камнем. Позже на этом месте высекли бюст в шлеме, потом в 90-е он был почти уничтожен, но не так давно, при поддержке правительства Москвы, его восстановили. Совсем рядом через дорогу стоит еще и стелла посвященная все тому же Юрию Гагарину. Починил Саша колесо и покатили мы вниз к юртам. Пообедали отлично ашлям-фу, манты, жареная картошка, яичница, вареная кукуруза и даже чай с малиновым вареньем. Посмотрели как готовят курут, попробовали его пока он еще не засохший, консистенция творога, а вкус как сыр фета. В юрте прохладно, удобно, кушаешь полулежа, так бы и остались тут. Но надо ехать. Погнали снова вниз, грузовики поливают, мы несемся. Проверяли аэродинамику, например, один пригнется и не крутя педали начинает обгонять того, кто не пригнулся, тогда, чтобы не быть обогнанным и второй пригибается и смотрим кто быстрее, но не педалим - интересно. Сошлись во мнении, что можно было у трассы рюкзаки сныкать и не переть 40-50 км с ними, причем половину в гору. Ну что же, на будущее ученые будем. Снова выпали на трассу и ломанули по асфальту. Решили доехать до нашего места ночевки двухдневной давности. Ага, все знакомо, тут ночевали сегодня, тут абрикосы собирали, вот и ущелье "Сказка", "Артек", тут купались в озере, так что гнали с редкими остановками. На одной из передышек к нам с гор выкатилось четверо даунхильщиков. Ребята из Германии, забрасываются на перевалы и скатываются вниз налегке. Поговорили немного. Ехать и нам, и им по этой дороге в одном направлении. Они остались дожидаться своих, мы же тронулись первыми. Отъезжая я попрощался "See you", на что они ухмыльнувшись ответили "Of cours". Но настигли нас лишь через 25 километров, когда мы уже затарились в магазинах и съели по морожке. Видимо мы хоть и с рюкзаками, но прем не по-детски. Оттого и Слава решил, что дневки нам не нужны. Позже встретили двух парней встречным курсом из Франции, они второй день в пути. Эх, как давно это было у нас! Интересные самодельные габариты у них, полторашка на палке влево привязана, чтобы машины не прижимались. Затем, мототуристы немцы стоят. Ну как стоят, мотоциклы стоят, а они едят и пьют пивко в кафе. Доели, вышли, указал им на спущенное колесо у одного из них. Поблагодарили, но поматерились по-немецки, расстроились. Снова набрали воды в бурдюки, снова Саша мучился из-за его сползания. Но недолго оставалось до места ночевки. Вода теплая, помылись. На ужин курица-гриль, арбуз и лепешка. Завтра едем на горячие источники. За день вышло около 90 километров.

nbc6GimWfXE.jpg
 
kmJlt0GVcIc.jpg
 
 
Instagram
 
WqMyzF-qvs4.jpg
 
FnCrYuzQsOk.jpg
 
x9q5P8Ng9L4.jpg
 
EYJtYBLAEcE.jpg
 
y_gU0iwQ5Ro.jpg
 
wTW06sS3U5U.jpg
 
ug0S-NdpiVo.jpg
 

День 12.
1 Августа.
Выехали в 8-20. В деревне таримся в магазинах, а на выезде заливаемся водой, так как мы поедем по берегу Иссык-Куля и питьевой воды там нет. Славе что-то нездоровится. Сворачиваем к берегу от деревни и начинаются не то американские, не то австралийские прерии. Очень красиво! Притормозили на обед. Солнце печет, расположились у редких кустиков. Едим дыню. Славу вырубает. Не беспокоим, даем ему отлежаться.Купаемся, загораем. Я в это время успел перестирать все вещички. Всгрустнулось, что я вот тут катаюсь с незнакомцами, а не с Танюхой и Юлькой и как было бы классно тут со своей компанией. Я не о том, что эта компания плохая, нет! Я о том, что жаль, что я все это вижу и чувствую, а близкие мне люди этого не ощущают. Ладно, вроде бы Слава немного очухался. Выдвигаемся. Подсдули колеса, много песка на дорожках по берегу. По пути заезжаем на "мертвое" озеро - суперсоленое озеро всего метрах в трехстах от Иссык-Куля. Купалась только Аня, она вообще в любом водоеме, при любой погоде, в любое время купается. Пока ждали ее, около едальни увидели amazing machine - такой тандемолигерад. У первого байкера посадка полулежачая, а у второго обычная. Оказалась пара (М+Ж) из Германии. Лет по 45-50, говорят, что такая конструкция по спецзаказу им сделана, я так понял, что у кого-то из них проблема со спиной, поэтому он в полулежачем положении крутит. Наверное несладко им на таком тандеме на убитых дорогах. Хотя, мы же не пробовали. Попрощались и поехали дальше, нам километров 5 осталось до предполагаемого места ночевки. Проезжаем пятак с юртами, тут и покушать и переночевать можно. Предлагают форель, но останавливаться не стали. Доехали до стоянки, тут речушка впадает в Иссык-Куль, там и ловят форель местные. Расположились на берегу, раскинули палатку без тента, чтобы Слава от солнца спрятался и отдохнул. Мы с Сашей решили вернуться и все-таки отведать форели. Аня с нами ехать отказалась, сказала, что скатается вперед и разведает дорогу на завтра. Вернулись в едальни с Сашей налегке. Вкусили жареной форели с лепешкой и выпили чайник чая. Дядька повар, он же и владелец юрт, утверждал, что такой огромной рыбины нам хватит, чтобы объесться, но нет, нам показалось мало. Заказали еще по плову и снова чайник чая. Ждали около часа пока приготовят плов. Наелись до отвала. Форель вышла очень недешево, но попробовать стоило. К примеру, форель с салатом, лепешкой и чайником чая вышла 1000 сом, столько же стоит переночевать вшестером в юрте. Сели на велосипеды и покатили к своим. Тут я замечаю, что что-то не так, ага, очков-то на мне нет, видимо выпали там где велосипед стоял, а они лежали в шлеме на руле. От порыва ветра велосипед во время нашего ужина упал, я сходил его поднял, шлем висел. Видимо очки тогда и вывалились. Вернулся тут же, все осмотрел, но очков нигде нет. Там полно пацанов мелких бегало, похоже, что шпана быстренько "сделала им ноги", уже не найти. Ладно, припишем стоимость очков к ужину. Вернулись в лагерь, Слава с Аней что-то как раз доедали. Завалились в палатку еще засветло и задрыхли. Кажется, не было еще и восьми вечера. Кстати, еще утром заметил, что правая педаль закусывает, отремонтировал, пока тарились в деревне. Вечером обнаружил, что ботинки разваливаются на подошве, видимо хватит им уже топать по камням. Наверное, это их последнее серьезное путешествие. На сегодня вышло всего около 50 км.

aa7jOt9uIFM.jpg
 
wmWnszOEbOE.jpg
 
9sLkMFcEad0.jpg
 
zTj5WUERUZg.jpg
 
zVsdcJqmOrw.jpg
 
SedxgEZidTg.jpg
 
LaY4IdTOvZI.jpg
 
j0Zd9GPl08U.jpg
 
C_QDKq6KxRE.jpg
 
favG94odseg.jpg
 

День 13.
2 августа.
Сегодня проснулись как обычно. Еще при подготовке маршрута Слава изучал карту горячих источников Киргизии и одни из них находились неподалеку. Решено было съездить на них, хотя конкретных данных об этих источниках ни в каких отчетах мы не встречали. Позавтракали и выехали. Сначала перешли реку Актерек, кто-то в неглубокий брод, кто-то по шаткому мостику. Затем снова по "прериям" вдоль берега Иссык-Куля доехали до места. Оказалось, что эти источники не идут ни в какое сравнение с источниками Джил-Суу. Несколько корпусов для проживания и процедур, обустроенные ванны и души. Юрты, так же для проживания и юрты-едальни, даже микроавтобус ходит от импровизированной остановки. В общем, цивильно все. Разузнали где можно принять ванны, отстояли небольшую очередь и приняли процедуры всего по 50 сом. Напомню, что в Джил-Суу с нас содрали по 200 и было все это в покосившемся сарае. В общем и целом нам понравилось. Набрали воды для питья из скважины с радоновой водой, запах мерзкий, с сероводородом, но пить можно. Забегая вперед скажу, что при первой возможности мы ее поменяли на обычную воду. После процедур выехали по пыльной грунтовке на трассу и ломанули уже по асфальту. Остановились в юрте, поели жареной рыбы и пирожков с картошкой. Мы-то с Сашей уже вчера рыбкой полакомились, а вот Аня со Славой впервые за поход. Двинули дальше, купили на трассе полведра персиков. Мне они не понравились, недоспелые, твердые, но ребята ели их вроде бы с удовольствием. Встретили едущую навстречу французскую пару лет по 30-35 (М+Ж). Причем, едут они на велах из самой Франции! Зарулили в деревню, прокатились по магазинам, подтарились продуктами и снова на трассу. Выворачивая на трассу встретили еще пару велосипедистов, эти уже из Германии (М+Ж), тоже лет по 35. Немцы оказались абсолютно не расположены к разговору, сослались на то что очень голодны и укатили как только мы указали им, что в нескольких километрах есть юрты-едальни. Странные, ведь по пути есть магазины, вряд ли можно до такой степени оголодать. Позже мы свернули с трассы и поехали по красивейшему ущелью между скалок, по руслу высохшей реки. Видимо, вода здесь бывает только весной, когда снег в горах тает. У Саши начались проблемы с животом, наверное, персики все же не очень. Снова выкатились на нашу трассу. Стоянка намечена на Ортокойском водохранилище. Пилим по трассе к нему, встречаем верблюдов. Мы с Сашей немного впереди, уже увидели водохранилище, скатываемся к нему, а вот наших спутников как раз не видать. Прождали с полчаса и они появились. Оказалось, что у Ани колесо спустило и они меняли камеру, видимо шип засел. Все вместе скатились к воде. Издалека казалось, что берег песчаный, но при ближайшем рассмотрении увидели, что просто уровень воды понизили, наверное для поливов, вот водоросли оголились и высохли. Пахнет тиной, но не смертельно. Вода пресная, помылись. Поднялся ветер и начал гонять всю эту высушенную труху от водорослей. Туча нависла, но дождя как такового не было. Сидим в палатке, выходить не хочется. На сегодня получилось 80 км.

z_42MR3ArfY.jpg
 
pLwJYI750_8.jpg
 
opY3ENd39-g.jpg
 
BbNyTvIyHOk.jpg
 
S_tG25tdxzI.jpg
 
29WKwRHACfA.jpg
 
NpDN7x8Cc34.jpg
 
HwWMdHjMZcU.jpg
 
O1aodXg1oq0.jpg
 
LWjlmqK_8ZE.jpg
 

День 14.
3 августа.
Утром вышли напрямки через сушеные водоросли на трассу. Только тронулись и сразу же встретили немца лет 27. Говорит, что ехал в группе, но что-то пути их разошлись и теперь путешествует в одиночку. Потом я ехал и думал, что и в одиночку было бы интересно скатать - едешь всегда в своем темпе, ни под кого не подстраиваешься, все что сделал, все на твоей совести и винить не кого, решать все тебе, где жить, чем питаться, с кем общаться. Может в будущем и прокачусь совершенно один. А сейчас как раз наступил момент собирать бонусы из движения группой. Мордодуй достаточно сильный, едешь и упираешься. Саша со Славой прут как лоси, потом через несколько десятков метров Аня и я замыкаю. Обошел Аню и догнал парней, пристроился им "на колесо", так гораздо легче ехать. Аня подотстала. Таким макаром пропедалили несколько километров, остановились передохнуть перед деревней, дождались Аню. За такое она на нас обиделась и проезжая мимо даже позволила себе выругаться. Пропустили мимо ушей и покатили за ней. В деревне ездили по всем магазинам, на рынке-пятаке поели пирожков с картошкой. По плану у нас подобраться поближе к последнему в этом походе перевалу. Поэтому ехали и ехали, то по асфальту, то по грунтам со "стиральной доской", был и участок заросшего асфальта. У очередных едален остановились перекусить, кроме беляшей ничего толкового в них не нашлось. Потому ими и заморили червячка. Тут привязался какой-то местный алкаш, избрал меня своим "другом", просил денег и прочее, чем очень сильно утомил. Потому, мы быстренько умяли свои беляши и тронулись дальше. Честно сказать уже было такое настроение, что хотелось закинуть его в ближайшую канаву. Отъехали немного и тормознули на ручейке. Полежали, умылись, постирались. Вскоре свернули в сторону гор. Заехали в магазин за арбузом, взяли по морожке. Интересно, что очень мало урн или других мест куда можно выбросить мусор. У нас ты всегда можешь у магазина, кафе, на остановках найти либо специальное место, либо просто коробку для мусора. Тут у магазина мы и поняли почему так. Стоим на улице, спрашиваю у хозяина магазина, мол, а куда обертку от мороженого выбросить? А он отвечает, типа, да брось тут, ветром унесет. И ответил-то так, с искренним удивлением. Ну, в общем, я как всегда, убрал обертку в карман рюкзака. Видимо менталитет такой у них. Отъехали от деревни, зарубили арбуз на бережке речушки. В одной из деревень видел как местные пацаны рыбу ловят. Небольшой ручей течет и под дорогой по маленькой трубе проходит. Так они берут мешок сетчатый, как из под картофеля, надевают на трубу, затем снимают и вытаскивают улов. Элементарно! Несколько двухлитровых бутылок наловили на уху. А мы уходим все дальше в горы. Наблюдали интересное решение: реку на арыки делят, причем арыки получается идут выше чем сама река. То есть самый высокий арык справа от дороги, слева арык идет пониже, а еще ниже видим реку. Необычно. Что-то уже вечереет, тучи сгущаются и холодает, одеваемся в непромокайки. Начинается дождик, находим место на реке недалеко от дороги. Почти успеваем поставить палатку до ливня. Переждали немного и пока он утихомирился, практически без дождя успеваем приготовить ужин. Снова льет, но мы уже в палатке. На сегодня самодельный лагман и чай. Проехали около 90 км.

C9C1wiJNROE.jpg
 
_MZiFy8NMNk.jpg
 
wqkp0O4Juyo.jpg
 
DkL0LsjdzwM.jpg
 
SlomN1YbTvQ.jpg
 
KYerVNyibLU.jpg
 
UrrwaBQ1stA.jpg
 

День 15.
4 августа.
Утром проснулись в 5-20, предстоит тяжелый день. Сегодня последний на нашем пути перевал, Кегеты 3800 метров над уровнем моря. Набрать придется 1200 метров высоты. Поехали по грунту, плавно поднимаясь. Температура около 8 градусов тепла. Свернули к перевалу и начали круто набирать высоту. Пасмурно, начинается дождь, чуть выше нас идет снег - нам как раз туда. Температура падает до 4 градусов. Одеваемся в непромокайки. На одном из витков серпантина замечаем, что у Славы заднее колесо спущено. Останавливаемся, Слава меняет камеру, видимо шип из прииссыккульских прерий сыграл злую шутку. Тем временем градусник показывает всего 2 градуса, моросит дождик - руки кое-как работают. Аня помогает Славе, Саша в это время затягивает разболтавшееся крыло, а я греюсь прыжками и отжиманиями. Через полчаса вроде бы готово. Едем. На следующем зигзаге у Славы тоже самое колесо снова на нуле. Все по-новой. Оказалось, что камера в рамной сумке уже давно ездит и протерлась из-за постоянной тряски. Тормозим и снова чинимся. Тут Саша замечает, что у него срезало опорный болт стойки багажника. Идет дождь со снегом, укрыться негде, температура +1, пальцы не работают. Видим от места ремонта сам перевал, там какие-то люди, много. Слава заклеился и перебортовался. Пытаемся выкрутить остаток болта из сашиной рамы, никак. Притянули стойку к раме металлическим автомобильным хомутом. Снова начинаем подъем. Перевал попроще чем Тон, но тоже не из легких. Камни и уклон иногда не дают ехать и приходится толкать велосипед. На одной из наших передышек подходят туристы сверху. Это поляки-пешеходники, в основном молодые, лет около двадцати и меньше. Один дядька постарше, наверное руководитель. Идут из Бишкека, уже третий день. Немного заплутали, Слава помог чем мог, чтобы они смогли определиться где находятся. Их человек десять, подходят и уходят по двое трое. Славина проблема не решилась, колесо постоянно приходится подкачивать. Топаем вверх. Всплывает еще проблема, все на том же колесе лопнуло две спицы - замена. Хорошо, что есть в запасе нужный размер. Поднялись на перевал, пофотографировались и на спуск. Саша и Аня сначала пешком, мы со Славой едем и поджидаем. На этой стороне дорога лучше, шире и не такой сильный уклон, камней меньше. Скатываемся до речки. Дождь прекращается и выходит солнце! Встаем на обед, время 15 часов. Согреваемся и немного обсыхаем. Поели, собрались и снова на спуск. Снова начинается дождь, с каждой минутой сильнее. Переодеваться уже не хочется, ломим вниз, ведь там солнце, мы видели. Но спуск такой длинный, что промокли до нитки. Я не совсем, непромокаемые носки и бахилы и непромокаемый костюм делают свое дело. А вот теплая куртка поверх, просто течет. Еду немного впереди, прячусь под дерево, чтобы подождать остальных. Постепенно все подкатывают и тоже укрываются под деревьями. Тут Саша обнаружил прокол уже у себя. Чинится. В общем и целом часа три на ремонты потратили. Скатываемся дальше, чем ниже, тем должно быть теплее. Справа от дороги юрточный лагерь. Предлагаю заселиться и переночевать в тепле и высохнуть, помыться и поесть. Саша не против, Слава и Аня не видят разницы с палаткой, но дают возможность разузнать подробности. Юрта 1000 сом, бани нет, еды нет. В таком случае разница с палаткой действительно не большая. Снова катим вниз. Уже в 20 часов уходим от дороги к реке и встаем недалеко от пасечников. Связь то есть, то нет, даже сообщения не уходят, правда Славе все же удалось что-то отправить. Впечатления от перевала, видимо из-за погоды, получились какие-то скомканные. Красиво, но так как нос все время прячешь от дождя и ветра, то не сильно-то и полюбуешься. На сегодня получилось около 50 км.

PWzPBeng4eM.jpg
 
60f9uBg4V_I.jpg
 
UE0YO3Uwm1g.jpg
 
8ZG7A1u4umg.jpg
 
HQgvg9WG78E.jpg
 
rlGnHE7SSvo.jpg
 
bx5bkBI3Muw.jpg
 
klEJG0M2bow.jpg
 
lCc06OF02Ho.jpg
 
gjFtX3NjJVw.jpg
 

День 16, 17 и 18.
5 августа.
Ну что же, надо дописывать эпопею, раз уж начал.
Встали утром и вылезли на асфальт. Катим по деревенькам, тут и сливы начали появляться. По плану у нас двигаться к Бишкеку вдоль канала, а не по трассе. Едем по дороге в сторону Большого Чуйского канала. По дороге объедаем деревья с алычой. Тут навстречу нам попадается мотоциклист, который закладывает вираж прямо перед нами и тормозит нас. Оказался местный парень Костян, лет под сорок, едет за медом к знакомому пасечнику, но завидев нас решил познакомиться. Интерес его продиктован тем, что сам он большой любитель двухколесных машин и туризма в целом. Приглашал в гости, рассказал где найти его дом, пока он съездит за медом и нагонит нас. Мы решили, что можно будет у него пообедать, чтобы не искать место и воду. В общем, пока мы двигаемся к нему домой, заезжая в магазины, он должен был мотануть за медом и догнать нас на обратном пути. Приехали мы к указанному месту, а это оказался частный питомник "Жердев сад" и заправляет им семья нашего нового знакомого. Нашли каких-то работяг, поспрашивали про Костяна. Выяснилось, что он еще не вернулся, но его брат порассказывал нам о питомнике, показал поле роз и прочее. Оказалось, что это самый крупный питомник растений в Киргизии и по заверениям семьи Костяна во всей Азии! Чего там только нет! Мы немного погуляли по окрестностям и решили уже уезжать, но на выходе нас снова ловит Костян. Получилось, что мы где-то разминулись и он уже все ближайшие деревни изъездил, так как ну не могли мы быстрее него приехать. Пошли к ним в дом, усадили нас за стол, накормили, напоили, чуть спать не уложили. Во время обеда Костян травил байки про свои путешествия, звал сходить на ледник или устроить нам экскурсии в горы. Всей семьей они предлагали нам остановиться у них на ночь, сходить в баньку и отдохнуть, но мы парировали тем, что нам нужно ехать в Бишкек и там нам тоже нужно время, чтобы еще найти жилье и тару для велосипедов в самолет, ведь коробки мы выбросили на старте. Тут Костян нас очень выручил, вовремя вспомнив про своего друга в Бишкеке, который сдает туристам дом. Созвонился с ним и договорился, что мы поживем у него бесплатно. Такого счастья мы не ожидали и, попрощавшись с Костяном и остальными, заодно получив бутылку меда в подарок, ломанули по асфальту до его друга Лехи. По пути остановились на арыке и слопали арбуз. Тут ничего особенно интересного не происходило, пилили по трассе да и все. Загрузились к Лехе в дом, нам дали одну комнату, мы с Сашей на полу, Слава и Аня на кровати, душ, кухня, виноград за окном - класс! Вечером пошли гулять по окрестностям. Вечером произошел один интересный случай. Мы собираемся переходить дорогу, а навстречу двое туристов с чемоданами на колесиках. Доходят они до нас значит и здороваются с Сашей. Саша от неожиданности находится в некотором замешательстве, не может понять кто это. Женщина ему поясняет, что они живут в одном с ним подъезде в Новосибирске, друг над другом. Тут Саша врубается кто они. Вместе посмеялись над таким совпадением, что где-то в Бишкеке, за 2 тысячи километров от дома, вечером, на темной улице, встретились соседи. Этим вечером зашли в топчан-бар, посидели, покушали манты.

6 августа. Утром договорились с Лехой, что мы поедем искать коробки для велосипедов и когда найдем позвоним ему и он их на своем микрике отвезет к дому. Сели на пустые байки и погнали - тут тебе и экскурсия по городу и поиск коробок сразу. Сегодня выходной день, да и по нашим наблюдениям тут вообще все работают не по расписанию, а по настроению, а уж в выходной день тем более. Так что с поиском коробок у нас не заладилось, спортмагазины закрыты, на рынке велосипеды не продают, а значит и коробок подходящих нет. В магазине Velopro нам были готовы продать коробки по 500 сом за штуку, оставили этот вариант на крайняк. И тут фортуна нам улыбнулась, дозвонились в магазин Alex.kg и нам ответили, что коробки есть! Приехали туда, выбрали себе коробки получше и что самое главное, совершенно бесплатно. Через 15 минут приехал Леха и забрал коробки. У нас еще полдня и вечер, чтобы собраться и упаковать велосипеды. Неспеша покатались по городу, попробовали разных охлаждающих напитков из бочонков на улицах. Заехали на Ошский рынок. Ребята втроем ушли за покупками, а я остался караулить велосипеды. Несколько раз подходили местные и спрашивали почем я продаю велосипеды, продавцы соседних лавок расспрашивали про поход и удивлялись, в их понимании наш поход это почти подвиг. Позже вернулись к дому и приступили к упаковке велосипедов в коробки. Водила, который забрасывал нас на старт из аэропорта не брал трубку и поэтому мы снова обратились за помощью к Лехе. Басик у него подходящий и он нам не отказал, попросил только на бензин. Вечером сходили в шикарное заведение под названием "Центр плова", там объелись напоследок местными блюдами от пуза. Кое-как после такой трапезы доковыляли до домика, собрали вещи и завалились спать. Намотали около 25 км.

7 августа. Утром Леха отвез нас в аэропорт, там мы прошли все процедуры в обычном порядке. Кстати, в аэропорту встретили дядечку в годах, немца, он тоже сдавал велосипед в коробке в зоне негабаритного багажа, но его коробка была намного меньше наших. Он объяснил, что у него какой-то складной велосипед и он на нем и путешествовал. Наверное с таким велосипедом можно и в обычные нормы багажа вписаться. Вот собственно и все, помахали крылом Киргизии в надежде вернуться сюда еще не раз.

SYVCixZuojA.jpg
 
_m4EmIMQgCA.jpg
 
0B9RaY9yLiY.jpg
 
27eL6oiLK04.jpg
 
V5UWmd_rXyE.jpg
 
8Pfv6IjN55s.jpg
 
GDZd5vV4zwQ.jpg
 
zssy6nV0P7g.jpg
 
8uTuhxic1BY.jpg
 
9m6wpfLD4F0.jpg
 

Пройдено около 1100 км, набор высоты около 15000 метров.

В общем и целом Киргизия мне очень понравилась. Люди дружелюбные, природа обалденная! Горы, реки и озера просто класс. Много дорог, так, что всегда можно скорректировать маршрут, если нужно. Нет языкового барьера с местным населением. Дешево!

Автор отчета и подбор фотографий — Артем Леонов (https://vk.com/id331808457)

Добавлено от меня: GPS трек похода тут — https://www.gpsies.com/map.do?fileId%3Dmzarojcjvjaalnmj

Альбом с художественными фото, не репортажного типа: https://vk.com/album736341_246923924