Обслуживание велосипеда.
Цепь.
Замена цепи без замка достаточно проста, если есть выжимка. Выжимать надо не до конца, чтобы пин остался висеть на звене цепи. Сборка цепи производится в обратном порядке - пин зажимается обратно. Звено цепи после этого не гнетется - его надо разработать - покрутить во всех направлениях, в том числе в тех, куда цепь не должна гнуться. Соединение должно ходить мягко, как все остальные соединения цепи.
![]()
Смазка дерайлера (петух, задний перелючатель)
Откручиваем задний переключатель.
![]()
Разбираем его. Понадобится только ключ шестигранник. Протираем, смазываем. В простых колесиках обычно подшипники скольжения. Смазываем все сочленения.
![]()
Пружину в переключателе тоже желательно смазать. Выдавливаем фиксатор, вытаскиваем содержимое - пружина и шайба. Смазываем, помещаем обратно, фиксируем шайбой.
![]()
Не все в переключателе разборное - но и тут есть выход. На корпусе есть специалная заглушка, через которую можно нанести смазку. Она пластиковая, понадобится нож или тонка отвертка.
![]()
Ну вот, дерайлер готов. Ставим на место. проверяем гибкость во всех степенях свободы.
Трос и рубашки
Работа переключателей и тормозов всецело зависит от состояния тросиков и рубашек. Смазывать тросики стоит только внутри рубашек. Снаружи на них налипнет пыль и грязь. Для чистки и смазки прийдется открутить все тросики, ослабить и вытащить рубашки из гнезд на раме.
![]()
Смазываем тросик, контролируем состояние на предмет отсутствия задиров и прочих нехороших вещей.
![]()
Собираем обратно. Настраиваем то что сбилось :)
Настройка переключения передач
Очень часто спрашивают - как настроить переключение передач? Это достаточно просто, есть принципиальные точки, на которые надо обращать внимание.
Первое - настраивать надо в рабочем положении велосипеда. Т.е. В вертикальном правильном положении. Если некому вел подержать то нужно его подвесить.
![]()
Но лучше всего настраивать "на ходу". Под нагрузкой цепь ходит немного по другому и после статичной настройки возможно прийдется подкорректировать чуток.
Второе - первичная настройка идет на передаче 2-5. Устанавливаете переднюю звезду на среднюю, заднюю тоже на среднюю. При этом номер на переключателе должен соответствовать номеру звезды.
На заднем переключателе имеется 5 регулировок.
1. Винт натяжения цепи
2. Настройка "высокой" скорости - т.е. 8ой звезды
3. Настройка "низкой" скорости - т.е. 1ой звезды
4. Настройка в диапазоне звезд 2-7
5. Гайка для натяжения тросика.
![]()
На картинке приведена плохая настройка переклюка. Во-первых, на переключателе стоит 5 скорость, а реально - 4. Во-вторых цепь прижата к звезде так, что хочеть на неё запрыгнуть.
Действия: крутим 4 для выставления середины регулировки (именно середина регулировки винта 4!!!).
Ослабляем/натягиваем трос (в данном случае - ослабляем) до тех пор, пока петух не встанет под нужной звездой. Крутим педали - цепь должна на правильную звезду соскочить.
Цепь на правильной звезде, но вверх/вниз перелючается все равно плохо.
Действия: крутим равномерно педали и подкручиваем регулировку 4 до тех пор, пока переключение вверх и вниз не станет одинаково хорошим, без задержек, дерганий и соскоков мимо звезды. На звезды 1 и 8 не обращаем внимания.
В диапазоне 2-7 все хорошо. Надо настроить 1 и 8 звезды.
Действия: Крутим соответствующую регулировку и выставляем цепь так, чтобы эти крайние передачи работали хорошо.
В общем должно получиться следующее:
![]()
Зазор между цепью и звездами равномерный (см. фото). Петух стоит ровно внизу, параллельно плоскости звезд.
Передний переключатель.
Задний настроен на всем диапазоне. Однако в процессе настройки может оказаться что цепь трется на крайних положениях по скобе переднего переключателя.
Тут важно выставить рамку параллельно звездам - на фото она выставлена не правильно. Высота рамки над звездами тоже важна - 4 мм примерно.
![]()
Рамка дерайлера должна стоять так (не обязательно по центру!!!) чтобы во всем диапазоне задних звезд, трения об рамку цепью не происходило. Это настоить возможно, если дерайлер правильно закреплен.
Настраивать тросом и натяжением на руле.
2 звезду настроили, после чего переходите к 3 звезде. Тут уже не обязательно, чтобы цепь не задевала рамку на 1-2 задней звезде. Все равно такой перекос цепи запрещен, и реально не используется. Но настроить без задевания можно. Тут для регулировки есть только один настроечный винт.
1 звезду - аналогично, винтом.
Однако, может быть ничего не трется, но набрасывает/сбрасывает плохо.
Действия: крутите педали, подкручиваете регулировку на руле (если это 2 звезда) или на дерайлере до тех пор, пока цепь не начнет нормально сбрасываться/накидываться.
Комбинации на ход цепи, которы надо проверить:
1-8. Сбрасывание цепи с задней звезды 7 на 8.
1-8. Сбрасывание цепи с переднй звезды 2 на 1.
3-1. Набрасывание цепи на переднюю звезду с 2 на 3.
3-1. Набрасывание цепи на заднюю звезду с 2 на 1.
Пусть там цепь трется, но переключение должно происходить!
Вот такие нехитрые особенности настройки.