Пакрафтинг в Эвенкии

Краткая справка:

Эвенкия — до 2007 года самостоятельный субъект РФ «Эвенкийский автономный округ» Площадь — 767,7 тыс. км², что сравнимо с такими странами, как Турция и Чили (32 % территории Красноярского края и 4,5 % территории Российской Федерации). С севера на юг территория автономного округа простиралась приблизительно на 1500 км, с востока на запад 800—850 км. При такой площади население в 2007 году составляло всего 16 979 чел., на конец 2006 года это был самый маленький субъект РФ по численности проживающих. Плотность населения: 0,02 чел./км² (2008), удельный вес городского населения: 33,0 % (2008). Городское население (в бывшем тогда пгт Тура) — 5720 чел., сельское — 11 258 чел. Население пос. Байкит — 3300 человек.

Участники:

Горюнов Вячеслав — организатор и идейный вдохновитель, КМС по спорт. туризму, обширный опыт походов, в том числе водных. Пакрафт Саламандра от Каржаева.

Андрей — альпинист, турист, хороший опыт рыбалки на горных реках, но нет опыта пакрафтинга. Пакрафт — Спутник 1У от ТаймТриал

Яков — рыбак со стажем, любитель глухих уголков (чем не турист?). Пакрафт — Explorer 42 от AlpackaRaft.

Обзор пакрафтов участников можно посмотреть во второй половине видео:

ААвиатранспорт, что может быть проще — сел и полетел!

За неделю до похода по Эвенкии состоялся поход по реке Сыда Красноярского края и я не мог не заметить, что в городе Красноярск стоял смог. Солнце было плоховато видно! Но это не смущало - привык что самолёты летают по навигационным приборам — спутниковая навигация и прочее. Поход по Сыде завершён, до вылета 3 дня, а в Красноярске дымка так и висит...

Наш поход начался среди недели — в среду, так как рейсы были только в будни. встречаемся в аэропорту с участниками, друг друга мы практически не знали. Разве что я ранее с Андреем пересекался по туризму, но лишь вскользь. Идём на регистрацию: аэропорт Черемшанка очень мелкий и рейсов там мало. Даже досмотра на входе нет. Объявляют регистрацию, начинается суета, а нам говорят что летят пассажиры за понедельник! Мы в шоке….

В общем выяснилось (спасибо коллегам туристам, что летели туда же и уже были в курсе дел) что рейса в понедельник не было и пассажиры за понедельник ждали два дня! Мы в ступоре - что делать... Инфы нет когда нас повезут. По горячей линии тоже ничего сказать не могут. Уже когда стали думать что нас не увезут в среду и наш трансфер на Суринду накроется (вертолет по расписанию на четверг) объявили что рейс в ночь сделают! Ура! Летим!

Прилетели. Уже ночь. Пахнет гарью.

Забрали рюкзаки и стали искать выход к Байкитке - речке. Но почему то у меня территория Байкита не скачана оказалась, а интернет не работает (позже выяснилось, что нужная карта с ошибкой, и просто неправильно открывалась). Куда идти не ясно. Потыкались туда сюда по тупикам встали на заброшенном закоулке. Пока разворачивали палатки пришла хозяйка соседнего дома -мы у её развалившейся техники встали оказалось. Но не выгнала нас и даже налила кипятка и воды питьевой дала. (позже нам рассказали про 4х медведей гуляющих вокруг поселка, и один из медведей как раз ходит по ручью возле которого мы встали и куда я спускался искать воду). Перекусили на ночь и пошел дождь. Лило очень хорошо — мы радовались — может дыма больше не будет. На утро успели до дождя собраться и дойти до аэропорта. Наш рейс откладывают... Ждём. За окном туман с дымом. Вроде дождь прошел, но дым стоит кругом. Ничего не видно. А самолеты и вертолеты летают по видимости. По GPS толи не летают, толи нельзя доверять, не знаю.

ППытка ожиданием

К вечеру нас заселили в аэропортовую гостиницу и выдали сухпай (спасибо руководителю подразделения КрасАвиа в Байките — Бокову). Паштеты, пюре, вафля и чай. Вместе с нами на такой же маршрут полетели и ещё двое туристов с катамараном - отец с дочерью.

Но они у знакомых ночевали.

На следующий день погода не изменилась. Дождь. Туман и дым.

Ждали в порту, сходили порыбачить, поймали харюзов и леночков. Нашли вариант заброски по реке - если не улетим надо менять маршрут.

1 из 2

Церковь с национальным колоритом — оленями. Так все таки язычники? или что угодно, лишь бы привлечь народ?

Вечером пожарили и посолили рыбу и съели. Уже хорошо )

Потихоньку разъяснивает иногда.

На утро все опять затянуло.

Сидим в аэропорту. Если не улетим - не успеем пройти маршрут! Почти два дня потеряли. Решили что сегодня день принятия решения.

Вдруг говорят что рейс из Байкита будет и нас на него садят! (Тут мы сами не понимали в чем разница но вроде мы были на другом рейсе — Тура-Байкит-Суринда. Но главное улететь!)

Ура! Погода достаточна для полета. Собрались, зарегистрировались, доплатили за багаж (норма 15 и 5 ручная кладь, поэтому платят все) и вперёд!

1 из 2

Летим. Винты шумят, ничего не слышно. Смотрим на тайгу под нами, на реки и зимники.

Здесь и начинается наш поход:

Даем кружок и заходим на посадку

ДДень 1. 27.07.19 14.8 км, 3.01 км/ч 4:54 чхв

Выгрузились и вперёд на реку. Немного жрет гнус. Быстро собрались и отплыли. Коллеги туристы идут на 2.5 недели и неспеша собирают катамаран.

Света с сомнением смотрит на наши лодочки

Решили нагнать график и гребем вперёд. Река стоит. Прям еле течет. Перекат и снова стоит. Погода радует и вообще что мы наконец то стартовали радует ещё больше. Сделали небольшой задел на 3 км.

Налим в наглую лежит на дне и не двигается

Первая остановка

Рыбалка кислая. Прям вообще. Местные говорят что рыбы тут нет. Но сами стоят ловят.

Встали на берегу. После обеда поймали немного хариусов и уже как на ночь встали Андрей вытащил ленка на 2 кг! Сегодня Андрей только и ловит. Микроколебалки smith и niakis работают. А я не верил.

Яша и я по нулям (

Пожарили ленка, сугудай сделали. Ну всё, вроде рыбалка началась!

Пока ясно что река течет медленно и сильно нагнать график не сможем. Радует что дым сошел на нет, небо чистое.

ДДень 2. 28.07.19 26.6 км 4.46 км/ч 5:54 чхв

С утра рассмотрели порог на Суринде и пошли. Порог простой но для новичков даже он впечатляет. Но с воды все оказалось ещё проще. Больше ничего впечатляющего не было. Ловили хариуса. Брали только крупного от 300 гр.

Ночью стояли на плесике ниже впадения Дулкумы. Ничего не поймали.

По берегам постепенно лесотундра переходит в светлую моховую тайгу.

1 из 4

ДДень 3 29.07.2019 20,3 км 4,15 км/ч 4:53 чхв

Сегодня влились в Нижнюю Чунку. На слиянии видно что на деле Чунку приток Суринды. Но назвали иначе (как Енисей и Ангару, как Волгу и Каму и многие другие реки..). На яме на слиянии садится щука на 2 кг. Пока вываживал надеялся на другое. Надежда умерла когда зубастая кинулась скидывать блесну.

Но логически поразмыслив вытащил таймешонка на 2 кг что уже интереснее. Его отпустили подрастать. (для тех кто не в курсе — таймень это краснокнижная рыба)

Сегодня мы постарались нагнать ещё график и дошли до точки дневки. Нагнали мы полудневку. Отдыхаем. На полудневке вытащил ещё таймешонка. Если бы мы шли по плану - была бы дневка и ночёвка в избе. Но пожары нас подвели с вылетом.

Хотя задачи дневки я для себя выполнил - сходил на ямы на ручье. На первые сходили с Андреем. На вторую он уже не пошел.

На ручье был дикий комар. Зажирал жёстко. Любая щель в одежде — туда сразу жрут. Палец для кидания спиннинга открыт — и туда жрут. Мельтешит как в телевизоре перед глазами. Яму нашел очень хорошую. Но не смог никого вытащить. Был один выход кого-то на полкило и все.

Яма ледниковая - вытаяла линза льда и получилась глубина под 4 метра.

1 из 6

Профиль для снятия подземной геологии

Когда вернулся в лагерь там уже начала жрать мошка. Плюс комары которых я принес (да, комары хорошо летят за своей жертвой). Первый раз нас жрали на маршруте! В дыму костра все равно лезут. От мошки моя ваниль не помогает. А у меня только Дэта от комаров. Беда в общем.

Хотя в целом по гнусу не так страшно: каждый день я хорошо купался и мылся - проблем никаких.

Собрали коптилку днём и попробовали первое копчение. На ивовых листьях. Ерунда. Горчат. Коптилка огонь. 300 грамм. Но прожгли дно (про коптилку подробнее напишу статью)

ДДень 4 30.07.2019 35,9 км 4,3 км/ч 8:21 чхв

С утра поймал щуку на 2 кг и нажарил ее. А другие когда дежурят что-то не готовят свежую рыбу по утрам ((((((

Сегодня напряжённый день. Опять нагоняем график и идём больше 30-ти км.

Посмотрели зимник на Суринду. Просто трава и болотина. Никто не ездит.

Дом на зимнике пустой. Хороший. Можно было ночевать. Но мы днем слышали мотор, и я решил что они в доме остановились. Дом стоит на самом зимнике — скорее всего это для безопасности и для рабочих зимника.

Через пару часов встречаем лодки на берегу. Забросили 4 резинки на двух моторках. Пойдут сплавом. Народу нет. Похоже мышковали ночью и отсыпаются. Как раз плес хороший. Мы идём дальше по ходу стараясь ловить. Получается плохо. У меня лучше. Возможно опыт пакрафтинга и сплавов решает. Андрей все время цепляет блесны. Мечтаем встать на ночь на плесе. Но к ночи нет ни одного подходящего плёса.

На берегах обилие голубики — значит медведю мы не интересны

Днём натянуло дыма. И по берегам пошла гарь - 10 лет назад горело но до сих пор все мертвое. Только трава есть.

Справа 12 км мертвого леса

В итоге встали на перекате. По-моему Яков наконец сегодня открыл счёт по рыбе. Но вечером хорошего хариуса точно вытащил.

В общем на ночь опять нет плёса. Беда.

ДДень 5 31.07.2019 22,2 км 3,12 км/ч 7:09 чхв

Сегодня день менее напряжённый. Начали ловить рыбу впрок. Скоро выход в Чуню, а мы кое как налавливаем рыбу на текущий день.

Стали активно ловиться ленки.

Горелый лес прошли и опять встали без подходящего места. Перекат мелкий. Плёса нет, яимы нет.

Дымку сегодня сдуло наконец.

Натюрморт. Автор — Андрей.

Рыбу жарим — то в муке, то в кляре, то просто так, и солим на будущие дни.

ДДень 6 01.08.2019 29,3 км 4,01 км/ч 7:17 чхв

Клюква

Морошка

Сегодня по плану слияние с хорошей речкой. Но на устье оказывается занято - эвенк-оленевод рыбачит. Говорит что таймень ночью хвостом лупил. Покидали малость.

Пока я подгребал, эвенк попросил Якова довезти до их лагеря. Мы с Андреем подумали что это очень глупая затея — по меркам местных тут все «за углом» и так можно полдня его везти. Было бы рядом — пешком бы дошел.

Но к счастью оказалось не больше километра.

Посмотрели на стадо. Не олени - козы. Худющие, одни кости торчат.

Яков произвел «таежный бартер» — обменял две блесны на ленка холодного копчения.

Сказали что на речке Черлэчэнээ может повезет нам и мы найдем там тайменя.

Но мы и так туда метили, но не сегодня.

Ещё вечером я решил менять стратегию по ловле. И мы вставали в интересных местах, таких как яма после переката. Иногда со спутника такое видно и я их выделял каждым вечером.

На одном таком месте мы заобедали и повезло - таймень на 5 кг взял. Конечно отпустили.

Но в остальном рыбалка была по прежнему так себе. Днём коптили рыбу. На ольховых палочках. Вышло супер. Не горчит, цвет золотистый.

ДДень 7 02.08.2019 27 км 3,48 км/ч 7:45 чхв

На обеде встали возле выхода донных пород древнего океана. Посмотрели на древние кораллы.

Сегодня к вечеру должны быть в устье Черлэчэнэ. Ждали ее давно - в отчёте 85 года там таймени стояли. Сегодня конечно никого нет. Зато есть базовая изба охотничья и мы в ней заночевали.

Перед ночёвкой прошли 4 первых порога низовья. Это были самые рыбные пороги. На каждом забросе поклёвка. Но напарники куда то спешат вперёд и притормаживать я не стал. На ходу вытаскивал хариуса, некоторые срывались. Очень сложное занятие, в пороге 0.5-1 к.с. кидать спиннинг, вытаскивать рыбу, успевать маневрировать. Но клевало хорошо.

И даже вытащил сига!

В устье ничего не поймали. Прошли вверх по Черлэчэнэ и я вытащил одного хариуса. Больше ничего...

ДДень 8 03.08.2019 22,5 км 3,59 км/ч 6:16 чхв

Сегодня идём основные пороги Н. Чунку. Глядя на вчерашний опыт думал что клевать тоже будет. Но оказалось что пороги мелкие до ужаса и нет рыбы. Вода уже сильно горячая... Градусов 22-23. Хариус такое не любит.

Хариус, ленок, сиг

Кроме интересного пакрафт слалома на порогах ничего и не было интересного... Пороги в основном н/к, максимум 1 к.с. По нашей воде — пузотерные, надо везде проходы искать.

Зато на берегах начинают вставать столбы.

Кое как нашли место под стоянку - на берегах уже валуны вместо гальки и дальше кустарник...

Андрей сломал спиннинг, а я сломал парой дней ранее. Так что у нас осталось 2 спиннинга на 3х. (один был запасной). Андрей не хочет более рыбачить — апатия настигла.

Творожный хлеб

ДДень 9 04.08.2019 25,6 км 4,45 км/ч 5:44 чхв

Сегодня день прощания Нижней Чунку. Выходим в Чуню.

И там начинается гребля...

На слиянии с Чункой снова ничего нет. В улове Яков вытаскивает щуку. Ветер периодически то в лицо, то подгоняет. В общем плывём неплохо. Жарим щуку в муке и коптим хариуса.

У участников апатия — рыбалка сложнее стала, места менее интересные. Поэтому они рано ложатся спать, и спят по 10 часов.

ДДень 10 05.08.2019 29,5 км 4,37 км/ч 6:44 чхв

Парни гребут все время. Я пытаюсь рыбачить. Получается никак. В итоге к вечеру встали на притоке, а там изба. Снова ночуем в избе. Пожарил остатки муки с сухой картошкой - дранико-хлеб.

Вечером поймал хариуса и окуня грамм по 350. Мышкование ночью ничего не даёт. Вокруг избы весь вечер какие то звуки. Напрягает. :)

Парни забили на все и снова ушли спать рано, чтобы поспать 10 часов.

ДДень 11 06.08.2019 31,8 км 4,71 км/ч 6:44 чхв

Опять гребем. Сегодня выходим в подкаменную Тунгуску.

Товарищи совсем поникли - видимо домой хочется. Красивых видов больше нет. Просто гребем. На перекатах стараюсь кидать.

Андрей ломится вперёд и уходит в отрыв на километр. Непонятно зачем. Рыбалки больше нет. Вечером встаём у ручейка. Уже цивилизация. Покосы по берегам. Я тоже разбираю спиннинг и по сути завершаю активную часть. Вечером погода радует - дым унесло, небо чистое и прозрачное.

Днем

Вечером

ДДень 12 07.08.2019 8,91 км 4,67 км/ч 1:54 чхв

Финиш. Догребли до Байкита. Ура. С обеда начинает натягивать дымку — но мы как-то не обратили на это внимание.

Обедаем. Костер прячем - скорее всего противопожарный режим и никого не волнуют что костер на камнях в метре от воды. Помылись, посушились, пришли в аэропорт и....

...зависли на 3,5 дня в Байките из-за нелетной погоды по причине дыма. Всего провели в Байките лишних 5.5 дней. Вот такое везение. Товарищи опоздали на работу, у Андрея пропали авиабилеты домой. Но это уже совсем другая история...

Информация накопленная за время пребывания в Байките:

Телефоны:

Такси +79029516281

Справка красавиа 83912918413

Телефон отдела перевозок в аэропорту Байкит(они в курсе по всем вылетам) 83917831424

Заброска на моторных лодках от Байкита 891359396ХХ Юрий Николаев (обращайтесь к Горюнову — он даст номер, если надо, но только лично, просили просто так не вываливать в сеть)

Авиакасса Байкит 83917831480

Фальшфейер можно купить в магазине под вышками сотовой связи. Стоил 450 рублей.