техника лыжных походов в горах

Все что касается устройств, оборудования, снаряжения, одежды и прочего
Ответить
Сообщение
Автор
Vladimir
Спец
Спец
Сообщения: 854
Зарегистрирован: 06 мар 2010, 13:24
Откуда: Новосибирск
Контактная информация:

техника лыжных походов в горах

#1 Сообщение Vladimir » 14 янв 2014, 08:04

ПОДЪЕМЫ

Подъем в гору - участок пути, на который затрачивается много сил. Правильная техника позволяет уменьшить эти затраты до предела. Большую нагрузку здесь несут руки, помогая бороться с отдачей лыж.

Существует несколько способов подъема в гору, применяемых в зависимости от крутизны склона. На самых пологих склонах лыжник идет прямым переменным ходом, энергично работая руками, опирающимися на лямки палок. Трасса подъема при этом идет зигзагами. Это уменьшает естественный уклон. Повороты от зигзага к зигзагу делают через ногу или елочкой. Необходимо заметить, что прием поворота через ногу следует делать от горы.

Особенно внимательно нужно следить за лыжней, за местами поворотов в узких местах долины или гребня, где пути обхода невозможны или очень затруднительны.

Подъем елочкой быстро утомляет лыжника с рюкзаком, идущего по глубокому снегу, поэтому от применения этого способа следует отказаться. Если подъем идет по узкой горной тропе с большим уклоном, можно подниматься полуелочкой, т. е. ставить одну ногу со стороны склона прямо, а вторую -наружную ногу - под небольшим углом книзу и идти так же, как и при прямом подъеме - короткими шагами, слегка прихлопывая лыжами и сильно опираясь на палки.

Подъем на наиболее крутые склоны возможен только ступеньками; удобнее подниматься косыми ступеньками. Большое значение для подъема имеет острота кантов лыжи, особенно на жестком снегу. Острые канты допускают подъемы на короткие крутые участки склона крутизной до 50° даже по твердому фирну или ветровому насту. При этом лыжи как бы заменяют собой окованный рант ботинка. Канты исключают возможность бокового соскальзывания, что чрезвычайно важно при прохождении ледопадов и склонов, пересеченных обрывами.

Использование различных мазей, препятствующих отдаче, а в некоторых случаях применение мази, не соответствующей данной температуре, может дать хорошие результаты; так, если нужно преодолеть большой подъем по разнообразному сухому снегу, можно лыжи густо намазать Васильевской мазью № 3 для сырого снега. Она создает небольшой подлип, который позволит совершить подъем на крутизну свыше 20° без затраты лишних сил.

Самым рациональным средством подъема на длинных склонах любой крутизны и на любом снегу являются ремни из тюленьей шкурки. Пользуясь шкурками, можно преодолевать склоны крутизной свыше 30° прямо "в лоб". Состояние снега при этом не имеет существенного значения. Шкурки одинаково пригодны как на жесткой корке фирна, так и на глубоком пушистом или мокром снегу. Работа рук при ходьбе на лыжах со шкурками почти исключается. Подъемы на шкурках прямо "в лоб" безопасней и в отношении лавин. Применение шкурок экономит силы лыжника настолько, что мы смело рекомендуем их применять во всех случаях, когда склон имеет протяженность более 500 м, при крутизне подъема не менее 10°, не говоря уже о длительных подъемах при восхождениях по перевальным путям.

При отсутствии шкурок их можно заменять брезентовыми ремнями или кусками репшнура, обвязанными вокруг лыжи так называемой "колбасной" вязкой (см. рис. 11).

СПУСКИ

Спуск представляет собой наиболее ответственную часть пути, лыжника -альпиниста. Огромное преимущество в быстроте спуска, которое дают лыжи, обязывает альпиниста пользоваться им так, чтобы это преимущество не оказалось опасным. Основное требование, предъявляемое к лыжнику-альпинисту - умение регулировать скорость. Непременным условием этого является совершенное владение техникой.

Основа техники спуска - правильная стойка. Арльбергская низкая широкая стойка, применявшаяся ранее при спуске, все больше начинает уступать место новой стойке. Современные школы горнолыжной техники рекомендуют узкую, но высокую стойку со слегка согнутыми и поданными вперед коленями. Ноги держатся рядом или почти рядом (не шире, чем на ширину ступни одна от другой). При спуске по цельному снегу одна нога на полступни выдвигается вперед. Крутые перегибы профиля склона гасятся сгибанием колен. Толчки на буграх смягчаются .переходом лыжника в присед и выпрямлением колен после бугра. При прохождении резкой вогнутости склона корпус выпрямляется; в момент прохождения перегиба, мягко сгибая колени, лыжник смягчает толчок. При резком переходе склона в долину, сильно уменьшающем скорость, лыжник смягчает толчок сгибанием колен и подает корпус вперед, иначе не минуемо падение на пятки лыж.

Благодаря высокой узкой стойке лыжник во время спуска имеет возможность наблюдать за путем спуска, что затрудняется при низком приседе. Кроме того, узкая стойка со слегка согнутыми коленями значительно меньше утомляет мышцы ног, чем низкие стойки.

Косой спуск. Кроме спуска по прямой, лыжник- альпинист должен уметь использовать склон любой крутизны для спуска наискось. Правильная техника косого спуска устраняет непроизвольное боковое скольжение (последнее может привести к нежелательным результатам и не всегда безопасно).

Во время косого спуска лыжник перемещает тяжесть своего тела главным образом на нижнюю по склону ногу и слегка выставляет вперед другую ногу; при этом внутреннее ребро нижней лыжи будет под тяжестью тела сохранять заданное направление. При равномерной же нагрузке лыж это обеспечить невозможно, лыжи будут забирать пологой дугой вниз по склону, отходя от заданного направления. Тренировка в косых спусках позволяет легче перейти к поворотам от склона, особенно на тяжелом снегу.

Торможение плугом. Длинные и крутые склоны высоких гор заставляют лыжника-альпиниста часто прибегать к торможению, чтобы погасить излишнюю скорость. Этого можно достигнуть несколькими способами; наиболее простой способ - торможение плугом, при котором лыжник постепенно разводит пятки лыж, оставляя носки вместе. В зависимости от состояния снега лыжи в большей или меньшей степени ставятся на ребра. Постановка лыж на ребра регулируется, в основном, сгибанием колен и отведением их в стороны. Сгибание в голеностопных суставах дополняет правильное положение лыжи - "плоское" по отношению к склону. Палки при торможении плугом следует держать в стороны. В глубоком снегу по лавинному склону спуск прямым плугом может оказаться единственно безопасным приемом, поэтому следует тренироваться в этом способе торможения на прямом спуске при различном снеге.

Торможение полуплугом. Торможение полу плугом применяется чаще всего при косом спуске с крутых лесных склонов, покрытых глубоким снегом. В этом приеме нижняя по отношению к склону лыжа несет основную нагрузку, а верхняя лыжа, отведенная слегка в сторону и поставленная на ребро, производит торможение плугом.

Боковое скольжение. Боковое скольжение может иметь место при торможении главным образом на крутых безлесных склонах, при наличии гладкого прочного наста (солнечный наст, ветровой наст). Во время прямого спуска лыжник делает небольшой закручивающий корпус рывок (обычно к склону) и, одновременно поставив лыжи почти плоско на ширину плеч, легко скользит в прежнем направлении. Лыжи идут теперь, сохраняя движение вниз, но их продольная ось почти перпендикулярна прежнему ее направлению. Поставив лыжи слегка на ребра, добиваются энергичного торможения вплоть до остановки. При этом тяжесть тела распределяется равномерно на обе ноги. Степень торможения регулируется постановкой лыж на ребра. Если нужно сделать поворот, корпус подается больше вперед, тяжесть тела, как при косом спуске, переносится на нижнюю лыжу, которая, устремившись вниз, начинает скользить уже наискось склона на внутреннем ребре. В случае необходимости при этом положении делается поворот от склона в другую сторону, после чего боковое скольжение продолжается уже на другом ребре лыжи. Боковое скольжение удобно применять там, где спуск слишком узок, ограничен скалами, как, например, в кулуаре, на лавинном конусе, а также в том случае, если нежелательно пересечение всего склона длинным следом (возможность отрыва "снежных досок", проваливающийся наст). Боковое скольжение можно комбинировать с поворотами, при которых лыжи попеременно идут носками или пятками вниз (в узких кулуарах).

Торможение поворотами. Чтобы не развивать большой скорости на крутых неизвестных склонах и неровном снегу, особенно с проваливающимся настом, лыжник спускается зигзагами. Повороты при этом можно делать либо непрерывной змейкой (поворот из упора, поворот "христиания"), либо с разворотом - через ногу. Этот способ следует особенно рекомендовать в условиях проламывающегося наста; при этом лыжник де лает нормальный косой спуск, направляя лыжи так, чтобы в конце зигзага они слегка въезжали вверх. Когда лыжи начнут останавливаться, наружная лыжа разгружается, и нога махом переставляется на 150 - 180° в противоположную сторону вниз по склону; за тем к ней подставляется вторая нога, которая почти тотчас же воспринимает нагрузку. Поворот следует производить ритмично, как бы мягко перешагивая, почти без перерыва в скольжении. Втыкая палку, соответствующую стороне поворота, поддерживают равновесие.

Торможение палками. Иногда в помощь торможению лыжами приходится применять и палки. Делать это следует возможно реже, так как от этого портятся палки и кольца. Для торможения с левой стороны правую палку, не снимая с лямки, перехватывают левой рукой у самого кольца и сильно бороздят снег штычком и кольцом слева. В это время левая палка свободно волочится по склону слева. Для торможения справа (склон справа) поступают наоборот.

Другой способ заключается в том, что обе палки складываются вместе. При этом одна рука держит сложенные вместе палки у петель, вторая - у колец, осуществляя торможение сбоку от лыжи обоими концами палок.

ПОВОРОТЫ

Повороты на ходу при спуске являются самой сложной частью альпинистской лыжной техники. Их изучение требует серьезной длительной тренировки. Заметим, что в горах придется встретиться с самым разнообразным снегом, поэтому еще до поездки в горы лыжник- альпинист должен проверить степень своей тренированности на различных состояниях снега, которые могут встретиться в горах. Тренировку следует также приспособлять к условиям всевозможного горного рельефа (склонам различной крутизны и ограниченной площади). Прекрасной тренировкой служит обычный спортивный слалом. Он дисциплинирует лыжника, приучая его не к произвольной комбинации поворотов, а к строго тактически продуманному прохождению дистанции.

Основным поворотом, применяемым в альпинистской лыжной технике, является поворот полуплугом.

Поворот полу плугом. Поворот этот и родственный ему поворот "христиания из полуплуга" применяются альпинистами на любом снегу и при любой скорости. Применение других поворотов ограничено, так как рюкзак сильно связывает лыжника и уменьшает его устойчивость.
Рис. 24. Поворот полуплугом
Рис. 24. Поворот полуплугом
В повороте полуплугом (рис. 24) различаются три момента. В первый момент - вход в поворот из положения косого спуска, когда нагрузку несет в основном внутреннее ребро нижней по склону лыжи, лыжник выдвигает вперед в положение упора другую, облегченную ногу. В таком положении лыжа слегка "прочесывает" снег внутренним ребром.

Затем, во второй момент поворота, лыжник посте пенно переносит тяжесть тела на верхнюю лыжу - внешнюю к дуге поворота. На один миг лыжи принимают положение, характерное для прямого плуга, после чего внешняя лыжа получает большую часть нагрузки, а внутренняя, становясь плоско, начинает вращаться вокруг своей оси. Это положение соответствует прохождению лыжами линии естественного ската. По мере увеличения нагрузки внешней лыжи лыжник слегка наклоняет корпус наружу и вперед навстречу повороту.

В третий момент внешняя лыжа окончательно загружается; внутренняя лыжа подводится к внешней, и лыжник движется дальше уже в новом направлении косого спуска.

Переносить тяжесть тела во время поворота нужно плавно, без рывков, иначе рюкзак внесет свои "коррективы", пытаясь дернуть вас в сторону поворота. Корпус, лицо и колени лыжника должны находиться в одной плоскости с креплениями лыж. При выполнении по ворота следует уделить особое внимание перенесению тяжести тела на внешнюю лыжу.

На тяжелом сыром снегу или на снегу с проваливающейся коркой можно внутреннюю лыжу в начале треть его момента поворота приставлять к внешней, перенося ее по воздуху и опираясь при этом на палку внутри поворота.

На большой скорости при хорошем состоянии снега и при небольшом рюкзаке применяются приемы "христиания из упора", "христиания-ножницы" или "параллельная христиания". Наиболее характерным для этих приемов является первый момент - вход в поворот.

Конечная фаза поворота - после прохождения линии естественного ската - почти одинакова для всех поворотов.
Рис. 25. "Христиания" из полуплуга
Рис. 25. "Христиания" из полуплуга
"Христиания" из полу плуга (рис. 25). В пер вый момент поворота положение лыжника то же, что при повороте из полуплуга, с той лишь разницей, что большая скорость дает возможность уменьшить угол полуплуга.

Во второй момент лыжник мягко, но быстро переносит тяжесть тела на внешнюю лыжу. Разгруженная внутренняя лыжа немедленно подтягивается к идущей на ребре внешней, в последующей части поворота корпус наклоняется вперед, а колени - внутрь дуги по ворота.

"Xристиания-ножницы". Этот поворот отличается от предыдущего тем, что, перенося тяжесть тела на внешнюю к повороту лыжу, лыжник часть тяжести все же оставляет на внутренней лыже, последняя, скользя впереди под раскрытым углом к внешней лыже, постановкой на ребро регулирует степень интенсивности входа в поворот. В середине поворота корпус энергично посылается вперед. Затем подтягивается внутренняя лыжа, и поворот заканчивается так же, как и в повороте "Христиания из упора"- на параллельных лыжах.

"Xристиания" на параллельных лыжах (рис. 26). Большая скорость и ровный снег допускают применение этого энергичного, точного поворота; сначала плечи слегка развертываются в сторону, противоположную направлению поворота. Одновременно лыжник слегка приседает. В последующий момент мягкое вращение плеч в сторону поворота, с одновременной подачей корпуса вперед и его распрямлением, а колен внутрь дуги поворота, перемещают тяжесть тела на внешнюю к повороту лыжу, воспринимающую нагрузку на свое внутреннее ребро. Вторая лыжа выходит несколько вперед, как бы "выруливая" поворот. Поворот заканчивается, когда лыжи подтягиваются одна к другой, приняв новое направление.

При овладении техникой поворотов нужно помнить, что наличие хотя бы и легкого рюкзака всегда сильно сказывается на выполнении поворотов. Чтобы уверенно их делать, нужно иметь специальную тренировку с правильно подогнанным и прикрепленным к плечам рюкзаком; при этом инерция рюкзака будет совпадать с инерцией движения лыжника.

Лыжник-альпинист перед спуском по лесному или каменистому склону должен всегда продумать дистанцию, чтобы правильно наметить ее прохождение. Если спуск длинен (несколько километров), не рекомендуется съезжать по нему за один прием, особенно при наличии большой группы.
Рис. 26. "Христиания" на параллельных лыжах
Рис. 26. "Христиания" на параллельных лыжах
На различном снегу высокогорья спуск следует делать небольшими участками, по 100-400 м. Руководитель проходит участок первым, показывая своим следом намеченную трассу, затем останавливается в безопасном месте и собирает всю группу, остальные участники идут по следу в пределах полосы шириной не более 10 м. Замыкающим должен быть один из лучших лыжников, снабженный ремонтным инвентарем и аптечкой первой помощи. На остановке руководитель колонны окликает замыкающего. Следует обратить особое внимание на проверку наличия всей группы, когда спуск идет по местам, где возможны лавины.

Опасные кулуары следует проезжать по одиночке, предварительно набирая высоту сбоку, с берега кулуара. Весной следует избегать слишком жесткого снега, о который легко сломать лыжу в русле лавины. Здесь же может встретиться глубокий лавинный жолоб или пустоты, образованные текущим под лавиной потоком. Они часто наблюдаются на руслах огромных грунтовых лавин.

На спуске в лесу не следует подъезжать близко к деревьям, так как под ними всегда лежит меняющийся снег. Малейшая неточность в повороте, осложненная наличием оледенелого или мокрого снега вокруг ствола, может вызвать поломку лыжи. На спуске могут встретиться лежащие поперек пути стволы деревьев; они опасны для лыж только в первой половине зимы; ближе к весне, когда обильный снег покроет эти стволы толстым снежным валом, они уже не так страшны, так как снежный вал легко выдерживает лыжника. Часто в лесах, особенно на тихих полянах, можно встретить "трамплин", образованный камнем. Такой трамплин хорошо заметен снизу, но сверху его разглядеть трудно. Обычно снег здесь легко проваливается, и лыжа, провалившись, может сломаться.

В открытой каменистой местности особое внимание следует уделить состоянию снега, который часто меняется под действием ветра и солнца. На южных склонах обычно лежит более или менее твердый снег, на северных - часто проваливающийся наст или камни, прикрытые мягким снегом. Чем ближе к камням, тем менее прочным может оказаться снег. У самых камней он легко проваливается, и лыжа, изменив направление и налетев на камень, может легко сломаться. Поэтому здесь, как и в слаломе, лыжник должен делать свои повороты выше камней, чтобы попасть в "ворота" между камнями. Особенно опасен каменистый склон после снегопада Этот внешне безопасный спуск должен быть пройден с максимальной осторожностью, так как камни под снегом могут быть причиной падений и травм. Такие подснежные камни представляют опасность в течение многих дней в глубоких затененных долинах и на северных крутых лесистых склонах. Образование наста, напластований и надувов облегчает путь лыжника па каменистой долине, так как при этом рельефно выделяются камни.

Во время спуска по руслу ручья нужно придерживаться северной стороны (конечно, при отсутствии лавиноопасности); там больше снега, и он дольше сохраняет сухость. В верхней, обдутой ветрами части гребня часто встречаются заструги ветрового наста - твердые и фарфорообразные. При спуске по застругам лыжи прыгают и ими очень трудно управлять. Нужно помнить, что после заструг легко попасть на "снежные доски". Трасса спуска должна идти между застругами коротки ми зигзагами с частыми остановками. Твердый ветровый наст и "снежные доски" даже на самых пологих склонах сильно увеличивают скорость движения лыжника которую очень трудно умерить. (При развитии большой скорости спуск становится опасным, поэтому здесь нужно всячески сдерживать скорость сначала.

http://www.skitalets.ru/books/2010/ski_maleinov/3.php" rel="nofollow" target="_blank
Так еще не было, чтоб никак не было. (01-03-2019 - очередная прививка от клеща.)

Ответить

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 1 гость